РОССИЙСКОЕ ЗЕМЛЕПРОХОДЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПРИАМУРЬЕ (XVII век). ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА
Шведов В. Г., Махинов А. Н.,
Последовательный анализ действий землепроходцев на Амуре показывает, что, не смотря на неизбежную разницу в этих действиях, они обнаруживали ряд важных общих черт. В числе таковых следует указать:
- умение формирования быстрого, разностороннего и достаточно чёткого представления о ранее неизвестных территориях;
- вычленения в их пределах имевших ключевое геостратегическое значение отдельных мест и пунктов;
- ясное видение региональных территориально-политических интересов своей страны, умение адекватно оценивать и стойко защищать их.
Итак, землепроходческое движение в Приамурье следует воспринимать как целенаправленную, последовательно осуществлявшуюся политическую кампанию, которая посредством различных мер (военных, дипломатических, организационных) была направлена на логически оправданное и экономически обусловленное завершение результатов сибирской экспансии России на юго-восточном направлении. Однако его специфика состояла в том, что его первичный первооткрывательский характер быстро сменился здесь состоянием межгосударственного противоборства.
Формальный итог этому процессу подвёл заключённый не в пользу российской стороны Нерчинский договор, но этот факт нельзя рассматривать как провал землепроходческого движения в Приамурье.
Совершённые здесь походы, первооткрытие новых земель, созданные предпосылки для их освоения и, наконец, их самоотверженная оборона, прочно ввели данный регион в орбиту территориально-политических интересов России. Приамурье перестало быть для нашей страны terra incognita. Оно обрело ясные и обоснованные контуры территории, открытой и исследованной россиянами; части страны, которая была утрачена в результате внешней агрессии, и борьба за возвращение которой, имела под собой моральную и правовую основу.
Таким образом, все связанные с землепроходческим движением XVII века в Приамурье усилия и жертвы оказались не напрасны. Оно выполнило свою территориально-политическую миссию, став весомым прологом для последующего восстановления и закрепления Российским государством своих территориально-политических позиций на Дальнем Востоке.