В 70-е годы XX века в культуре ряда многонациональных государств заявило о себе движение мультикультуралистов, выступавших в защиту самобытного существования национальных культур иммигрантов и лояльного отношения к ним господствующей в стране культуры. В Соединённых Штатах Америки эти идеи выразились в концепции «бурлящего котла» сенатора Барбары Микульски, которая доказывала, что Амери-
ка - это мультиэтническая и мультикультурная страна, где каждая национальная культура имеет право на существование и не должна плавиться в едином культурном котле.
В девяностые годы XX века Австралия, Канада, США и большинство стран Западной Европы, вынуждены были теоретически осмыслить вопросы мультикультурализма, ибо в связи с процессами мировой глобализации они оказались в фокусе идеологических и политических противоречий, будучи напрямую связанными с проблемами национальной идентичности, гражданских прав, жизни национальных сообществ.
Особенно широко эти проблемы разрабатывались в Соединённых Штатах Америки, так как именно здесь имелись для этого глубокие философские и культурные предпосылки. Кроме того, последние десятилетия XX века американская культура пережила всплеск «культурных войн», в центре которых лежало понятие «мультикультура» или «культурная многосоставность». Проблематика мультикультурализма в Америке затронула самые разные сферы общественной жизни, начиная от философии и политики и кончая литературой и искусством. Следует отметить, что эти проблемы коснулись и американского идеала государственного устройства и всеобщего благоденствия, воплощенного в «американской мечте», наполнив его новым содержанием: материальное изобилие плюс идеальное национальное сосуществование этнических групп, где каждое национальное сообщество может свободно жить, думать и действовать, насколько позволяют им их способности и желания.
Проблемы мультикультурализма становятся особенно актуальными в настоящий момент, когда посредством глобализации американская культура проникает во все страны мира и деформирует национальные устои и традиции. В силу чего те ценности, на которых базируется американский мультикультурализм, и его сущностные характеристики представляют особый интерес.
Активные исследования проблемы мультикультурализма начались в конце 1990-х годов. Формируются разнообразные представления о самом явлении мультикультурализма, которые получают отражение в яркой мозаике определений этого понятия (причем, даже родовой признак в них существенно отличается). Так, Х.Д. Хоффман - Новотний, Ф-О. Радтке, К. Цюрхер сходным образом трактуют мультикультурализм как модель, программу равноправного существования национальных культур в противовес модели гегемонии одной культуры, «направленную на решение проблемы справедливости и урегулирование конфликтов, ... возникшую из реакции на кризис национального государства в конце XX века» [63, с. 63].
В.А. Тишков, Н.С. Кирабаев характеризуют мультикультурализм как определенную философскую позицию - «теорию, практику и политику неконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп» [41, с. 20], «которая может воплощаться в правовых нормах, отражаться в характере общественных институтов и в повседневной жизни людей» [63, с. 335].
В.С. Малахов и Г.Д. Дмитриев используют название «мультикультурализм», имея в виду многокультурное образование, явление, «общество, в котором нет «господствующей культуры», которое представляет «способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях» [32, с. 34].
С. Хантингтон определяет мультикультурализм как « сущность антиевропейской цивилизации, ... «движение, противостоящее монокультурной гегемонии Европы, которая, как правило, ведет к маргинализации прочих культур» [93, с. 268].
М.В. Тлостанова считает, что мультикультурализм выступает в качестве «обоснования плюралистической культурной пирамиды, приходящей на смену логоцентрической», предлагая «новое «идеальное» и часто утопическое видение в соответствии или по контрасту с понятием общества и культуры разнообразия» [84, с. 99].
Наконец, А. Шлезингер-мл, А. Блум, С. Жижек, А.А. Борисов рассматривают мультикультурализм как идеологию и политику. Для первых двух из них характерно видеть ее сущность в том, что она заменяет общественные идеалы «ассимиляции - фрагментарностью, интеграции - сепаратизмом» [153, с. 16-17], притом, что как фрагментарность, так и сепаратизм, посягают на американскую традицию и связанные с ней ценности [106].
Среди многочисленных публикаций по проблеме мультикультурализма можно выделить также работы, в которых авторы выделяют его различные виды, типы и уровни. Особое внимание в этом плане заслуживает работа Г. Терборна «Мультикультурные общества», где он рассматривает четыре основных типа мультикультурных обществ с точки зрения происхождения и социальной динамики: досовременные империи, поселения Нового Света, (бывшая) колониальная зона, постнациональная мультикультурность.
Классификацией мультикультурных обществ по другим основаниям занимались также М.В. Тлостанова, Е.Ю. Литвиненко, С. Бенхабиб, Н. Глейзер, А.И. Куропятник.
Так, по политическому признаку М.В. Тлостанова выделяет либеральный вариант; леворадикальный, с наиболее экстремистски настроенными мультикультуралистами, среди которых выделяются афроамериканские и испано-американские радикалисты от культуры; консервативный или корпоративный.
По степени идеологизации мультикультуралистского движения Е.Ю. Литвиненко различает органический (сильный) и имитационный («бутиковый») виды.
С. Бенхабиб выделяет мозаичный, или радикальный мультикультурализм, где существуют жесткие рамки между разными культурами.
Н. Глейзер вычленяет несколько форм мультикультурализма: добавочный, трансформативный, и ответвление мультикультурализма афроцентризм.
Исследователь проблемы мультикультурализма А.И. Куропятник выделяет три уровня его понимания: демографический, идеологический, политический.
Исследованием сущности явления мультикультурализма занимались в зарубежной культурологической мысли Б. Боксил «...Separation or Assimilation?» Campus Wars: Multiculturalism and the Politics of Difference», Ч. Тейлор «La politique de reconnaissance// Muliculturalisme.Difference et democratie», М. Уолцер «О терпимости», Д. Д Cуза «What s So Great About America», а также отечественные исследователи Н.А. Высоцкая «От «универсума» к «плюриверсуму»: смена культурной парадигмы в США», «Транскультура или культура в трансе», С.Р. Дерябина «Россия и опыт мультикультурализма: за и против», В. Галецкий «Критическая апология мультикультурализма», П. Житнюк «Мультикультурализм как иллюзия благополучия». В этих работах рассмотрены различные черты мультикультурного американского общества, которое представляется как противоречивое явление: с одной стороны, дающее иммигрантам работу и жилье, но с другой, - ущемляющее их право на сохранение самобытного образа жизни и национальной культуры.
Концепции «плавильного котла» посвящены работы Эктора Сент-Джона де Кревекера, И. Зангвилла, М. Гордона, М. Новака, Х. Калена. В статьях таких отечественных исследователей как С.А. Червонная и М.И. Лапицкий рассматриваются особенности современного многонационального американского общества и проблемы мультикультурализма.
Америка всегда влекла и продолжает привлекать мигрантов из разных стран как некая «земля обетованная», т.е. общество всеобщего процветания и благоденствия, якобы предоставляющее любому шанс на счастье. Эти надежды отразились в понятии «американской мечты», которая была провозглашена в выступлениях политиков (Б. Клинтон, Х. Клинтон) и описана в работах Генри Адамса, Джеймса Адамса, В.П. Шестакова, Т.Г. Голенпольского, Э.Я. Баталова, Т.Л. Морозовой, А.Н. Николюкина, А.С. Мулярчика и др.
Мультикультурализм как теория и феномен американской социальной жизни - это продукт интеллектуальной и духовно-практической деятельности нескольких поколений. Как всякое явление он имеет свои теоретические предпосылки и общественно-исторические причины. Теоретическим фундаментом мультикультурализма можно считать идеи американских философов - антропологов, экзистенциалистов, феноменологов и представителей прагматизма. Эти позиции нашли отражение в работах А. Штерна, Д. Биднея, П. Тиллиха, Р. Нибура, которые рассматривают проблемы формирования американской философской антропологии, а также современных философов Тельмы З. Лавин, Р. Рорти, Д. Ролза, А. Этциони, А. Макинтайра, У. Кимлики.
Фундаментальными трудами по проблеме ценностей являются работы Ф. Фукуямы, Э. Тоффлера, Н.О. Лосского и др. Идею свободы как неотъемлемый атрибут смысла существования человека мы определили в качестве базовой ценности мультикультурализма, поэтому для ее исследования проанализированы работы американских философов, прежде всего, - Дж. Эдвардса, У. Джемса, Дж. Дьюи, а также труды российских исследователей А.М. Каримского, А.С. Богомолова, В.Ф. Асмуса, И.И. Чесноковой.
Исследование проблем человека в американском экзистенциализме и феноменологии имеет место в работах А. Фаллико, Э. Брейзаха, У. Сэдлера, Б. Болена, Р. Олсона, М. Грина, А. Гурвича, К. Шрага, Дж. Уайлда, а также таких отечественных исследователей как А.Г. Мысливченко, Г.М. Нажмудинов, Л.А. Мирская, С.В. Моложанова.