Концептуальный доклад Всемирного банка, ставший одной из тем большой апрельской конференции 2009 г. в Государственном университете -
Высшей школе экономики (Москва, Россия), содержал основную мысль: расслоение регионов в уровне развития выступает как неизбежный спутник экономического роста.
Неотъемлемыми спутниками развития стали в последние десятилетия рост городов, возрастающие мобильность и специализация. Это показательно на примере трех экономических центров современного мира: Японии, США и Западной Европы. В Токио на менее чем 4 % территории Японии живет 35 млн жителей, в США на день Благодарения около 35 млн человек оказываются в пути к праздничному столу, а в Европе страны поставляют порядка 35 % своих ВВП за границу, причем более половины - соседям.
На карте мира, скорректированной с учетом доли стран в мировом ВВП, эти три центра отчетливо заметны.
Подобные изменения претерпевают развивающиеся страны. В электрички Бомбея набивается не меньше людей, чем в вагоны токийского метро. Железнодорожный вокзал в новогодней Шеньжени превосходит по толчее вокзалы в праздничных США. Население Бомбея с 1970-х гг. выросло вдвое, китайская трудовая миграция 1990-х поражает воображение. Эти страны добиваются успеха, действуя по трем направлениям. Всемирный банк назвал их три D:
- увеличение плотности и рост городов (density);
- миграция населения по направлению к точкам концентрации экономики (distance);
- снижение разобщенности, ликвидация внутренних и внешних границ, мешающих воспользоваться преимуществами масштаба и специализации (development).
«Tри D» отражают различные задачи, возникающие в развитых и развивающихся странах. Так, для Лагоса, ключевого штата Нигерии, основное значение имеют экономия от агломерации и миграция из сельской местности в город. Для всей Нигерии принципиально важно стимулирование межрегиональной миграции, которой препятствуют языковые и культурные различия. На уровне Западной Африки первоочередная задача - усиление проницаемости межстрановых границ: в этом регионе границы - одни из самых труднопреодолимых в мире.
До сих пор в региональном развитии преобладает инструмент адресной помощи бедным районам. Меры в отношении «неперспективных деревень», трущоб и т.д. часто рассматриваются в отрыве от связи этих районов с более развитыми. Именно на этой связи и нужно акцентировать внимание, уверен Всемирный банк. Новые и совершенствуемые институты и инфраструктура - гораздо более действенная помощь, чем субсидии.
Эксперты Всемирного банка выработали эмпирическое правило выбора адекватных мер развития. Территориально-нейтральные институты следует развивать всегда, это основная мера для районов зарождающейся урбанизации и стран с рассредоточенными отстающими районами (Китай, Россия). В случае со средней урбанизацией и компактно расположенными отстающими районами к институтам добавляется территориально-связующая инфраструктура (Бразилия). Наконец, высокий уровень урбанизации, компактно расположенные слабые регионы и их «разобщенность внутри страны» требуют вдобавок к инфраструктуре и институтам стимулирующих адресных мероприятий (Индия). Индии отлично известен «печальный урок СССР», заключавшийся в выводе производств в отсталые районы: это пример злоупотребления адресными механизмами вместо институциональных. Исправлять последствия нужно новыми точечными действиями.
При этом слабые сельские регионы всегда требуют максимально нейтральной политики без выбора приоритетных точек роста. Адресные меры становятся необходимыми уже в урбанизированных городах, имеющих трущобы.
Экономический рост не только с необходимостью приводит к географическому расслоению. Само это расслоение - неизбежное последствие роста, направленная борьба с разницей в развитии контрпродуктивна. Таков жесткий вывод доклада. Если вы за инновации - то вы за агломерации. Если вы за образование - то вы за мобильность. Иного не дано.
Теоретические основы практических рекомендаций Всемирного банка (как и множества других практических рекомендаций государственных и наднациональных учреждений и организаций) заложили работы П.Кругмана и его предшественников.
Кругман (Krugman) Пол Робин (род. в 1953) - американский экономист и публицист, лауреат Нобелевской премии (2008) «за анализ структуры торговли и размещения экономической активности». Родился 28 февраля 1953 года в Нью-Йорке. Учился в Йельском университете; доктор философии (1977) Массачусетского технологического института. Преподавал там же, а также в Йеле, Калифорнийском университете (кампус в Беркли), Лондонской школе экономики, Стэнфорде; в настоящее время (с 2000) профессор Принстонского университета.
Награжден медалью Дж.Б. Кларка (1991). С 2000 г. является известным колумнистом: ведет аналитическую колонку в газете «Нью-Йорк таймс». Лауреат премий Адама Смита (1995), Ректенвальда (2000) и принца Астурийского (2004). Почётный член мюнхенского Центра экономических исследований (1997). Член «Группы тридцати». Сформулировал гносеологические принципы своего творчества. Основные произведения: «Стратегическая торговая политика и новая международная экономическая теория» (Strategic Trade Policy and the New International Economics, 1986); «Торговая политика и структура рынка» (Trade Policy and Market Structure, 1989); «Пространственная экономика: города, регионы и международная торговля» (The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade, 1999, в соавторстве с М. Фуджита и Э. Венейблсом); Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика (Krugman P.R., Obstfeld M. International Economics: Theory and Policy.)
Американский экономист Пол Кругман стал обладателем Нобелевской премии за 2008 год за работы по объединению анализа торговых моделей и анализа экономической активности населения, созданию новой экономической географии. Пол Кругман - специалист по макроэкономическим кризисам и их предсказанию. Он прославился тем, что вскрыл причины азиатского обвала 1997 года и предостерег инвесторов о возможном падении NASDAQ в 2000-м. В своей книге «Великая ложь», вышедшей в свет в 2003 году, Кругман заметил признаки надвигающегося финансового кризиса 2007-2009 гг. Его концепция «Новая экономическая география» носит универсальный характер, её принципы применимы не только в экономике Труды Кругмана позволили объяснить последствия глобализации и развития международной торговли, а также причины стремительной урбанизации населения планеты. Фактически Пол Кругман является одним из основателей нелинейной экономики, которая сейчас стремительно развивается.
Вручение премии Кругману предрекали еще два десятилетия назад. Результаты, полученные им всего в двух статьях 1979 и 1980 гг. (Krugman P. Scale Economies, Product Differentiation, and the Pattern of Trade // American Economic Review. 1980. Vol. 70, №5. P. 950-959; Krugman P. Increasing Returns, Monopolistic Competition and International Trade // Journal of International Economics. 1979. Vol. 9, №4. P. 469-479), настолько важны и красивы, что было ясно: без премии он не останется. Ввиду того, что первая и единственная Нобелевская премия по экономике в области международной торговли была вручена Бертилю Олину еще в 1977 г., в последние годы в «нобелевских пулах» кандидатов фамилия Кругмана рассматривалась в числе основных.
Несмотря на очевидность этой кандидатуры, вручение премии сразу вызвало вопросы у журналистов, как правило, не вполне академического толка. Для широкой публики имя Кругмана связано с его публицистической деятельностью, в первую очередь в газете «Нью-Йорк Таймс». Либеральные идеи Кругмана и жесткая критика многих начинаний администрации Буша находили поддержку не у всех читателей, особенно у заинтересовавшихся вопросом: не имеет ли данная награда политического подтекста? Не поддерживает ли она критику политики Буша? (Наверное, если бы награду Кругману дали на следующий год, такого вопроса не возникло). А то, что работы Кругмана были большим прорывом в теоретическом и эмпирическом осмыслении международной торговли и создали не одно новое направление исследований, важных в том числе и для практического применения, сомнений не вызывает ни у кого.