Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

7.1. Новая теория международной торговли

Классическая теория международной торговли создана в рамках моделей совершенной конкуренции. При моделировании экономики предполагается наличие технологий с постоянной отдачей от масштаба. В таких моделях, определив равновесие, ничего нельзя сказать о среднем размере фирмы в отрасли, а только можно рассчитать фактороемкость, которая одинакова для всех фирм. Абсолютный размер фирмы не важен, главное, чтобы их было много. Причина - отсутствие экономии от масштаба. И маленькая, и крупная фирмы одинаково производительны при равной фактороемкости.
В таких условиях выигрыш от участия страны в международном товарообмене обеспечивается ее специализацией на производстве тех товаров, по которым страна имеет сравнительное преимущество. Снижение производства товара, сравнительно дорогого с точки зрения издержек, высвобождает ресурсы экономики для увеличения производства товара, сравнительно дешевого в данной стране. Если при этом перемещение ресурсов в стране - торговом партнере - происходит в противоположном направлении, то, поскольку, по определению, сравнительно дешевый товар для нашей страны - это сравнительно дорогой товар для страны - торгового партнера, мировое производство товара в каждой отрасли возрастает. Д. Рикардо в своей модели начала XIX в. демонстрирует, что в этом случае обе страны выигрывают от торговли. Анализ модели Рикардо показывает, что при переходе от закрытой экономики к равновесию с международным обменом товарами цены товаров и факторов меняются в том направлении, чтобы обеспечить специализацию стран на отраслях сравнительного преимущества. Каждая страна увеличивает производство сравнительно дешевого товара за счет сравнительно дорогого, а оптимальный потребительский набор домохозяйства обеспечивается за счет международного обмена: страны экспортируют товары отрасли сравнительного преимущества и импортируют сравнительно дорогие для этой страны товары. При этом выигрыш от торговли и ее масштаб пропорциональны масштабу сравнительного преимущества. (Но это только на первый взгляд, без учета такого весомого фактора, как соотношение величин добавленной стоимости обмениваемых товаров. - М.Д., Ю.О.) При технологиях с постоянной отдачей от масштаба сравнительное преимущество, измеряемое сравнительными издержками, однозначно определяется сравнительной фактороемкостью производств в условиях закрытости стран. Таким образом, торговля между странами и выигрыш стран от торговли тем выше, чем сильнее отличаются страны сравнительными фактороемкостями. Это отличие может обеспечиваться разницей стран в технологиях, как полагал Рикардо, разницей в относительной обеспеченности стран факторами производства, как предполагается в модели Хекшера-Олина, и другими различиями, например в предпочтениях домохозяйств в странах - торговых партнерах. Принципиально, что в классических моделях именно различия стран «ответственны» за торговлю и за их выигрыш от нее. Чем более похожи страны, тем меньше возможностей для взаимовыгодного обмена. Торговля между абсолютно одинаковыми странами сходит на нет.
Такой взгляд на механизм торгового обмена просуществовал более 150 лет, но реалии послевоенного мирового развития все более усиливали сомнения в адекватности предпосылок классической теории торговли современной ситуации в мире. Факты, не вписывавшиеся в классическую модель, - существование и усиление внутриотраслевой торговли, (одновременного экспорта и импорта товаров одной группы), а также рост объемов торговли главным образом за счет интеграции высокоразвитых стран, схожих по показателю относительной обеспеченности факторами и обладающих сходными технологиями, легли в основу теории, положившей начало принципиально новому видению товарного обмена..
Работы Кругмана 1979 и 1980 гг. стали тем важным шагом в новом осмыслении механизма товарного обмена между странами, который позволил прояснить противоречия и обогатить наше понимание сложного процесса многосторонних торговых отношений. Результаты классической теории в них не ставятся под сомнение, а дополняются. Механизмы торговли в его моделях действуют наряду с классическими принципами сравнительного преимущества, обеспечивая дополнительный выигрыш от международного обмена.
Идея о том, что необходимо отказаться от предположения о постоянной отдаче от масштаба, озвучивалась в литературе и раньше в работах Б. Улина, Б. Балассы, Г. Грубела и П. Ллойда и др., где указывалось на необходимость учитывать эффекты концентрации ресурсов в отдельных фирмах для объяснения эффекта специализации. Одновременно со статьей Кругмана и независимо от него были опубликованы работы А. Диксита и В. Нормана, а также К. Ланкастера, в которых было показано, что экономия от масштаба и несовершенная конкуренция могут объяснять торговлю между схожими странами. Однако именно модели Кругмана легли в основу новой торговой теории и определили направление ее развития на многие годы вперед. Объясняется это тем, что ему удалось наиболее лаконично, красиво и просто, в духе экономической традиции Массачусетского технологического института, продемонстрировать основной механизм торговли при наличии возрастающего эффекта масштаба.
Кругман отказывается от предположения о технологиях с постоянной отдачей, заменяя его предположением о существовании внутренней по отношению к фирме экономии от масштаба. Экономия от масштаба означает, что удельные издержки производства падают при увеличении масштаба производства. Термин «внутренняя» подчеркивает, что именно масштаб производства фирмы определяет уровень удельных издержек по сравнению со случаем внешней экономии, когда только размер всей отрасли, а не отдельно взятой фирмы, является определяющим для издержек фирмы. Это различие является принципиальным, поскольку определяет характер конкуренции в отрасли. В последнем случае мы имеем дело с конкурентной отраслью, в которой действуют положительные внешние эффекты. В случае же с внутренней экономией от масштаба мы сталкиваемся с монополией. В этих условиях возникает очевидная проблема моделирования конкуренции. Свободный рынок в отрасли приведет к концентрации всех доступных ресурсов в одной фирме, что, с одной стороны, позволит максимальным образом снизить удельные издержки производства, с другой - сделает фирму монополистом, и этот факт необходимо учесть при моделировании. Предыдущие модели были громоздки и требовали очень специфических предположений для получения решения.
Использование модели монополистической конкуренции, предложенной в работе Диксита и Дж. Стиглица, позволило Кругману преодолеть проблему и получить решение в модели в явном виде с минимумом предположений. Можно дискутировать о нереалистичности предпосылок в модели Диксита-Стиглица, однако ее несомненные достоинства - гибкость и доступность для понимания; получаемые результаты очень специальны, но они важны для понимания экономических механизмов.
В работе 1979 г. рассматривается экономика, производящая большое количество товаров с использованием одного фактора - труда. Количество товаров найдено из условий равновесия.
В экономике имеются L одинаковых потребителей, функция полезности каждого из которых имеет вид:

где с - потребление индивидуального товара, а суммирование осуществляется по всему имеющемуся в экономике спектру товаров. Предположение о вогнутости функции полезности принципиально, так как это обеспечивает свойство потребительского спроса, именуемое любовью к разнообразию: при равенстве цен потребитель скорее предпочтет разделить свой доход между всеми имеющимися в ассортименте товарами, нежели сконцентрироваться лишь на нескольких. Тем самым одно только увеличение ассортимента товаров, при прочих равных, обеспечит ему рост полезности.
Каждый агент обладает единицей труда, которую он продает фирмам. Тогда при уровне зарплаты w условие рациональности репрезентативного потребителя имеет вид:

(7.1)
Все фирмы обладают одинаковой технологией. Фирма i производит г-й товар. Технология с внутренней возрастающей отдачей от масштаба моделируется через наличие постоянных издержек: для производства товара i в объеме x, требуется α + βx, единиц труда. То есть производственная функция имеет вид:

(7.2)
Спрос на продукцию фирмы i находим из условия рациональности потребителя (7.1) и баланса спроса и предложения на товарных

(7.3)
Из условия рациональности потребителя

(7.4)
следовательно, с учетом товарных балансов (7.3) можно записать спрос на индивидуальный товар, производимый фирмой i в виде

(7.5)
где λ - множитель Лагранжа при бюджетном ограничении потребителя, или предельная полезность от дохода.
Предполагая, что в экономике имеется достаточное количество фирм, так что влиянием каждой отдельной на предельную полезность потребителя от дохода можно пренебречь, соотношение (7.5) можно рассматривать как функцию спроса на товар г, эластичность которого равна

(7.6)
Обратимся к задаче фирмы. В условиях возрастающей отдачи от масштаба каждая фирма - монополист и решает задачу максимизации прибыли:

(7.7)
где pi определяется функцией спроса (7.5), a w - цена труда. Стандартное решение этой задачи получается из равенства предельного дохода и предельных издержек, и оптимальная цена, устанавливаемая монополистом, зависит от уровня предельных издержек и эластичности спроса на производимый им товар:

(7.8)
В общем случае, не предполагая определенного вида функции спроса на отдельный товар v, это соотношение разрешить в явном виде нельзя, так как эластичность зависит от объема выпуска, то есть необходимо решить задачу относительно уровня оптимального выпуска. Отметим, что при росте подушевого потребления товара эластичность спроса на него падает (при предположениях относительно функции полезности).
Чтобы избежать этой проблемы, Кругман предполагает свободный вход фирм на рынок. То есть если у репрезентативной фирмы в экономике имеется положительная прибыль, то возникают стимулы для появления новых фирм. При обосновании этого предположения Кругман ссылается на известный тезис Чемберлина (1962): увеличение числа фирм на рынке, вызванное превышением монопольной цены на товар над удельными издержками фирмы, способствует разнообразию производимых товаров, что приводит к падению спроса на отдельно взятый товар вплоть до того, что цена, назначаемая монополистом, с учетом сдвига кривой спроса на его товар, становится равна его удельным издержкам. То есть при свободном входе фирм в равновесии достигается нулевая прибыль фирмы-монополиста. Эта ситуация получила название монополистической конкуренции. С одной стороны, каждый производитель - монополист, с другой - он получает нулевую экономическую прибыль.
В этом случае из соотношения (7.7) следует, что для репрезентативной фирмы (отказываемся от индекса г) в равновесии выполнено следующее условие:

(7.9)
Таким образом, в пространстве относительной цены товара в терминах зарплаты и подушевого спроса на товар мы имеем два соотношения. С одной стороны, оптимальный выбор цены фирмой-монополистом обеспечивает выполнение соотношения (7.8), что представляет собой возрастающую кривую, всюду лежащую выше уровня предельных издержек B. С другой стороны, условие нулевой прибыли репрезентативной фирмы в равновесии предполагает выполнение соотношения (7.9), что характеризуется убывающей кривой в этом пространстве, всюду лежащей выше уровня предельных издержек. Пересечение этих кривых и определяет равновесие в модели закрытой экономики. То есть модель помогает определить равновесные значения уровня подушевого потребления каждого товара с0 и относительную зарплату (w/p)0, что, в свою очередь, позволяет определить уровень выпуска каждой фирмы х0 = Lc0 и разнообразие ассортимента товаров п из условия сбалансированности рынка труда п = L/a + B.
Анализ модели дает возможность легко проследить воздействие размера экономики, определяемого численностью населения L, на равновесные параметры закрытой экономики. Так как размер экономики не влияет на возрастающую кривую (7.8), определяемую оптимальным выбором монополиста, а только сдвигает вниз убывающую кривую, определяемую условием нулевой прибыли (7.9), то в экономике большего размера в равновесии ниже подушевое потребление каждого товара и выше реальная заработная плата. Из соотношения (7.9), в свою очередь, следует, что выпуск каждой фирмы выше:

(7.10)
так же как и разнообразие ассортимента производимых товаров в экономике:

(7.11)
До сих пор мы рассматривали равновесие в закрытой экономике. Если теперь мы рассмотрим две одинаковые страны, отличающиеся только запасами труда (L не равно L*) то, очевидно, в равновесии со свободным международным обменом и с нулевыми торговыми издержками как выпуск каждой фирмы, так и цены товаров в терминах зарплат не изменятся по сравнению со случаем закрытых экономик в силу схожести стран. Однако теперь и отечественные, и зарубежные фирмы будут обслуживать не только своих потребителей, но и потребителей в стране-партнере. То есть можно оценивать последствия международной торговли для каждой страны по аналогии с ростом числа потребителей в каждой экономике. Таким образом, при либерализации торговли вырастает объем производства отдельной фирмы, растет реальная заработная плата и ассортимент товаров, доступных для потребителя.
Принципиально важным моментом является то, что в рамках данной модели нельзя предсказать, каким именно образом произойдет специализация в условиях свободной торговли. В силу предположений модели каждая страна будет производить только уникальные товары, то есть пересечения ассортиментов товаров, производимых в разных странах, не будет. Нужно иметь в виду, однако, что внутри отдельно взятой страны количество производимых в равновесии со свободной торговлей товаров, а следовательно, и число фирм, сократится по сравнению со случаем закрытой экономики. Это необходимое условие роста производства на оставшихся фирмах, благодаря чему и растет эффективность производства в силу экономии от масштаба. Однако, пользуясь моделью, ничего нельзя сказать относительно того, какие фирмы уйдут с рынка, высвободив ресурсы для развития оставшихся фирм.
Важный результат модели - возникновение торговли между абсолютно одинаковыми странами, которую можно трактовать как внутриотраслевую, поскольку предположение о функции полезности (7.1) указывает на свойство близкой замещаемости рассматриваемых в модели товаров. Таким образом, в статье Кругман сумел доступно продемонстрировать и объяснить механизм и причины роста внутриотраслевой торговли в первую очередь между схожими странами. Такая постановка вопроса задала тон последующим исследованиям в области теоретического и эмпирического анализа международной торговли, заложив основы направления, названного новая теория международной торговли.


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674