ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО В.И. ДАЛЯ В ОРЕНБУРГЕ
Матвиевская Г. П., Прокофьева А. Г., Зубова И. К., Прокофьева В. Ю.,
Просматривая в архиве генеральные планы построек в центре Оренбурга 1852 г., краевед Е.Г. Вертоусова обнаружила так называемый «План первой части третьего квартала» [1]. На этом плане обозначены четыре участка с частными домами, расположенные на улице Орской (современной Пушкинской) и примыкающие к Артиллерийской площади (территория, на которой в наши дни расположены зенитное училище и костел). Перечислены фамилии домовладельцев. Хозяйкой самого обширного участка, расположенного на углу улиц Орской и Преображенской (современная ул. 8-го Марта), названа вдова, статская советница Ульяна Христофоровна Даль, мать Владимира Ивановича Даля.
Узнав об этой замечательной архивной находке, я еще раз просмотрела документы, в которых упоминается о пребывании в Оренбурге родных Даля и о жилье, которое занимала его семья в нашем городе.
Среди таких документов в первую очередь следует назвать мемуары Екатерины Даль, точнее, ту их часть, которая не была опубликована при жизни автора и находится в рукописном фонде Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома). В 1995 г. профессор Оренбургского педагогического университета А.Г. Прокофьева опубликовала в первом и втором номерах альманаха «Гостиный Двор» те главы из записок младшей дочери В.И. Даля, которые касаются жизни ее отца в Оренбурге. В других главах описываются уже последующие части жизненного пути Даля. Собственно говоря, мемуарами, воспоминаниями можно называть только эти главы, поскольку в них повествуется о событиях, происходивших уже на памяти Екатерины Владимировны, родившейся в 1845 г. в Петербурге.
Неопубликованные главы, пожалуй, не столь интересны с точки зрения оренбургского краеведения, но в них содержатся довольно ценные сведения о личной, семейной жизни Даля и его близких.
Другим ценным источником сведений о Дале является его семейная переписка, также хранящаяся в Пушкинском Доме. В частности, в письмах к старшей сестре, Паулине Ивановне Шлейден, Владимир Иванович подробно описал многие эпизоды своей жизни в Оренбурге.
Отрывок из мемуаров Е.В. Даль, озаглавленный «Оренбург», начинается упоминанием о доме откупщика Звенигородского, в котором Даль поселился, когда приехал в город. «Кажется, в этом доме родился 11 июня 1834 г. старший сын его Лев-Василий-Арслан», - добавляет автор [2, 140].
Публикация этого отрывка дала известному оренбургскому краеведу В.В. Дорофееву возможность установить по планам города, где жил Даль в 1833-34 гг. Дом Звенигородского находился между улицами Орской (современная Пушкинская) и Неплюевской (нынешняя Ленинская).
Письма Даля к сестре свидетельствуют, что примерно через два года он съехал с этой квартиры. 20 августа 1835 г. он пишет: «Мы переходим на днях в новую избу: дом, в котором мы жили, продают. Новое жилье наше нисколько не хуже старого: немного меньше, но чисто, опрятно, весело, со всеми угодьями и ухожами, и стоит только 400 р. серебром в год. Здесь это большая редкость, и судьба нас балует наперекор другим» [3, 94].
Через месяц с небольшим, 7 октября 1835 г., Даль пишет: «Мы теперь на новой квартире; немножко потеснее, но хорошо и уютно. Здесь так трудно найти жилье, особенно семейное, что такой дом, как у нас теперь, клад. Мы не должны с ним расставаться, покуда пробудем здесь, разве что хозяин сам выгонит...» [3, 96].
Ясно, что речь идет опять о наемной квартире, но, к сожалению, Даль не рассказывает, у кого он ее снял и где находился этот дом.
Даль не предполагал больше менять жилье, однако обстоятельства заставили его это сделать. Вероятно, в конце 1835 г. в Оренбург приехала его мать, Ульяна (или, как называет ее внучка, Юлия) Христофоровна. Екатерина Владимировна рассказывает, что бабушка жила в Дерпте со своим младшим сыном Павлом, студентом, но его исключили из университета, а вскоре он заболел и уехал лечиться в Италию. Матери «не на что и ни при чем... было жить отдельно», и она перебралась к. старшему сыну в Оренбург. Здесь, как свидетельствуют письма В.И. Даля к сестре, ей не особенно понравилось. Она не смогла сблизиться с невесткой, да и в доме, вероятно, было тесновато, тем более что в семье 7 марта 1836 г. родился второй сын Святослав-Василий-Павел. По-видимому, ближе к концу этого года Даль приобрел собственный дом. Произошло это, как пишет его дочь, случайно: «Он никогда не думал покупать себе дома, но какой-то отъезжающий до тех пор приставал к отцу: купи да купи у меня дом, что в самом деле купил» [2, 143].
В письме к П.И. Шлейден от 4 ноября 1836 г. Даль с облегчением сообщает: «Маменька теперь живет у нас немного привольнее, по крайней мере, своя комнатка, отдельная, в сторонке», и добавляет: «Ты же знаешь, что мы живем в своем доме; дом хорош, и мы очень довольны покупкой» [3, 102]. Уже в этом доме случилось первое семейное горе: 18 июня 1837 г. умер младший годовалый сын Святослав.
В этом же году в Оренбург приехала вторая сестра Даля, Александра. Муж ее, артиллерист П.О. Кистер, в течение предыдущих двух лет хлопотал о своем переводе на службу к военному губернатору В.А. Перовскому, и, наконец, эти хлопоты увенчались успехом. Мать Даля тут же перебралась к дочери, но и это не принесло ей покоя и радости. Владимир Иванович в письмах к старшей сестре с грустным юмором рассказывает, что и зятем, и даже внучкой-барышней Юлия Христофоровна так же недовольна, как и невесткой.
27 февраля 1838 г. написано последнее безмятежно счастливое письмо В.И. Даля к П.И. Шлейден. Пятью днями ранее родилась его дочь, которую позднее назовут Юлией. Пока ей еще собираются дать другое имя, а мать ее, Юлия Егоровна, еще «здорова и весела...» [3, 110]. В этом письме Даль немного рассказывает о доме, о просторном и теплом кабинете с круговым камином, о верстаке и токарном станке, которые удалось разместить в «новом покое».
Вскоре после рождения дочери Юлия Егоровна Даль заболела и, проболев около трех месяцев, умерла в июне 1838 года. За несколько дней до ее смерти Даль писал сестре о том, что мать, забыв все разногласия, снова переехала к нему и ухаживает за невесткой, «предупреждая каждое желание больной со свойственным ей самозабытием» [3, 113].
Она уже больше не расставалась с сыном, полностью взяв на себя воспитание его осиротевших детей. Е. Даль считала, что младших внучек, трех дочерей сына от второго брака, бабушка никогда не любила так, как Льва и Юлию.
Вторая супруга, Екатерина Львовна Соколова, вошла в дом В.И. Даля 12 июля 1840 г. 14 апреля 1841 г. в этом доме родилась ее первая дочь Мария, а через месяц семья Даля покинула Оренбург. Следующие восемь лет Владимир Иванович, как известно, служил в Петербурге. Как сообщает его дочь, бабушка Юлия Христофоровна скончалась, когда отец уже получил назначение на должность управляющего нижегородской удельной конторой, т.е. в 1849 году.
Вернемся теперь к находке Е.Г. Вертоусовой - плану одного из кварталов Оренбурга 1852 года. Вряд ли можно думать, что В.И. Даль и его родные могли купить несколько домов в городе. Не только купить, но даже снять семейное жилье было, как мы знаем из писем Даля, нелегко. Да и средства семьи были не столь велики. Естественно предположить, что на плане мы видим тот самый «случайно» купленный Далем дом. Вероятно, он был куплен на имя матери, хотя она и не жила в нем постоянно.
Почему в 1852 году дом еще считается ее собственностью? Возможно, что семья сестры Даля, А.И. Кистер, вселилась в него в 1841 году. Ведь Екатерина Даль в своих воспоминаниях рассказывает, что ее дядя и тетка остались в Оренбурге и жили там много лет после отъезда оттуда Перовского и семей многих его сослуживцев, в том числе и В.И. Даля. Если Ульяна Христофоровна умерла в 1849 году, то вполне возможно, что спустя три года в канцелярии просто еще не успели внести в документы соответствующие изменения.
Таким образом, скорее всего, мы знаем теперь еще один оренбургский адрес Владимира Ивановича Даля. По-видимому, в наши дни на этом участке размещается жилой дом № 42 на улице Пушкинской.
Примечания
1. ГАОО, ф., 41, опись 1, №851, лист 16.
2. Даль, Е.В. Оренбург // Гостиный Двор. Литературно-художественный и общественно-политический альманах. № 1. Оренбург, 1995.
3. Из переписки В.И. Даля к сестре П.И. Шлейден // Даль В.И. Документы. Письма. Воспоминания / Сост. Г.П. Матвиевская, И.К. Зубова, А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева. - Оренбург: ОКИ, 2008.
И.К. Зубова