Необходимость объективного философского осмысления невозможна в рамках конкретных обществоведческих и общественно-научных дисциплин, раскрывающих те или иные стороны такого сложного единства, каким является поведение человека. Философия задает наиболее общие методологические ориентиры исследования поведения, равно важные как для его целостного осмысления, так и для анализа его конкретных аспектов.
Поведение человека представляется автору как его объективно необходимое, сущее и социокультурное свойство, проявляющееся в процессе взаимодействия человека с окружающей жизненной средой, другими людьми, по отношению к себе, отражающее позицию человека к обществу, его ценностям, нормам и вызывающее определенную общественную реакцию. Социальная специфика человеческого поведения прослеживается и в том, что оно демонстрирует собой сложное превращение внутреннего состояния человека (мотивов, цели, потребностей, интереса) в действия, поступки и деятельность.
Поведение современного человека протекает в изменившихся условиях жизни, выраженных в широкой экспансии ценностей потребления на жизнь, имитации свободы, наличии часто попираемых прав человека, разрушении природы. Неуправляемый переход России к рынку создал такую дезинтеграцию общества, которая подорвала основания привычности поведения людей и различных его проявлений и траекторий. Поведение складывается во времена, полное парадоксов, обилия негаций и разных мнений, порой, противоположных, даже взаимоисключающих, одновременно с этим сменяющих друг друга. Они требуют от человека легкости, динамичности, способности идти на риск, спекулятивности, готовности на быстрые перемены. Потому человеку приходится корригировать и пополнять свой поведенческий репертуар, часто ненормативными приемами.
Наряду с этим отчетливо прослеживается возрастание терпимости к разным проявлениям поведенческих отклонений. Здесь толерантность напоминает то, что под ней понимают в биологии и медицине – полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности, снижение способности организма к выработке антител в ответ на вредное раздражение.
Нарушение норм теперь становится привычным, повседневным и рутинным, которое автор расценивает как своеобразную форму адаптации к текущему времени.
Отклонение в поведении предполагает нарушение любых социальных норм независимо от того, имеют ли они тенденцию перерасти в преступное поведение или нет. Современные исследования проблем девиантного поведения все чаще строятся на компромиссе, позволяющем учесть природное и социальное в человеке. Эти теоретические работы рассматривают заявленную проблематику системно, функционально, в контексте изменений, с учетом антропологии, психики и культуры
человека.
Непосредственным механизмом социорегулятивной подсистемы является институционализация – установление правил действий, норм, упорядочение поведения, его регламентация. Достигается это с помощью ритуалов, обычаев, традиций. Традиции передаются из поколения в поколения и, закрепляются в исторических архетипах сознания, формируют устойчивые социально-культурные менталитеты, которые составляют, в конечном счете, нормы поведения. В них содержатся требования, соблюдение которых призвано обеспечить сообществу те же блага, что и отдельным его членам (мир, добрососедство, взаимопомощь, сопричастность, солидарность, ненасилие, справедливое распределение продуктов труда). Поведение человека всегда имеет нравственное (или безнравственное) содержание, значение которого столь велико, что оно образует основу морали. Мораль основывается на внутренних убеждениях людей и охраняется традициями, обычаями.
Моральные оценки имеют относительный характер, зависят от индивида, который ими пользуется и от целей, которые он преследует. Человек в этом быстро меняющемся мире является субъектом, стоящим перед выбором одних ценностей в ущерб другим и преодоления препятствий на пути овладения ими. И все же ценности конституируют человека и его поведение, составляют высший уровень структуры личности, являются способами, формами ее существования и самоосуществления. Онтогенез ценностей и есть воспитание социального человека. Ценность оказывается важнейшей формой отражения бытия, так как она выражает субъективный характер человека – его сущность, уникальность, свободу выбора линии поведения.
Универсум «правильное поведение» выводится автором на основе поиска общего и особенного в социокультурном поведенческом (практическом и мировоззренческом) опыте Востока и Запада. Этическая философия Востока с ее кажущимися идеальными принципами (стыд, долг, ответственность, сыновняя почтительность), оказывалась в прошлом и показывает себя в настоящем весьма продуктивной в предвидениях и обосновании практических правил, без которых невозможно представить восточную культуру, и которые вполне применимы в других культурах. Они являются универсальными ценностями, одинаково разделяемыми всеми людьми всех культур.
Дискурс, избранный автором, себя оправдывает, поскольку исследование теоретико-методологических проблем поведения человека и связанных с ними оснований, проводится еще очень мало.