Прежде чем говорить об информационном подходе, остановимся на истории становления понятия информации в науке.
Термин «информация» в переводе с латинского означает осведомление, разъяснение, представление.
Начало научному изучении информации как таковой положено в работах Н. Винера [33; 34], У.Р. Эшби [221], которые связывали информацию с теорией управления и К.Э. Шеннона [207], который вел меру количества информации – бит.
Поскольку информацию рассматривают в самых различных отраслях знания, то и ее понимание также является различным.
Можно выделить три подхода в рассмотрении информации: функциональный, атрибутивный и субстанционный.
В контексте функционального подхода информация рассматривается в связи с функционированием самоорганизующихся систем, как правило живых, или, в крайнем случае, сложных кибернетических устройств.
Функциональный подход нашел отражение в работах Д.И. Дубровского [62], а также Н.Н. Моисеева, который отмечает, что при рассмотрении эволюции до появления живой материи понятие информации можно не использовать, «…информация появится в нем лишь тогда, когда мы начнем изучать системы с целеполаганием, то есть объекты, способные к целенаправленным действиям» [112, 160].
Предтечей атрибутивного подхода можно рассматривать негэнтропийную концепцию связанной информации Л. Бриллюэна [22].
Дальнейшее развитие атрибутивного подхода нашло отражение в работах Ф.И. Перегудова и Ф.П. Тарасенко [133], Е. А.Седова [161], А.И. Уёмова [183], Ю.А. Урманцева [185], А.Д. Урсула [186, 187], В его контексте информация рассматривается как мера упорядоченности структур и взаимодействий. Так, Е.А. Седов считает, что хранилищем информации объектов неживой природы является их собственная упорядоченная структура [161].
В монографии В.П. Попова и И.В. Крайнюченко анализируются и функциональный и атрибутивный подходы и делается вывод, что никакого противоречия между ними нет, поскольку функциональный подход рассматривает внешнюю сторону информации, а атрибутивный – ее внутреннюю сущность [143].
И в той и в другой концепции оперировали понятием «информационный подход» (А.Д. Урсул, Д.И, Дубровский), однако не ставили задачи провести его методологический и философский анализ.
Субстанционное понимание информации находим в работах А.Е. Акимова, [4; 5], А.А. Силина [165; 166], И.И. Юзвишина [222].
А.А. Силин рассматривает мироздание как непрерывное единство сознания (как информационной структуры) и материи [165].В другой работе он же отождествляет прирост информации с эволюцией, под которой понимает развитие от простого с сложному. [166].
Таким образом, развитие понятия информации привело ученых к выводу, что ее можно рассматривать как субстанцию, определяющую единство и развитие мира. Здесь возможны два подхода. Либо информация является первичной и порождает материю (философский монизм), либо материя и информация существуют как равноправные субстанции (философский дуализм). Но в том и другом случае информация присуща мирозданию как его органическая неразрывная часть.
Анализ философских концепций показывает, что подобные представления были порождены в глубокой древности и сохранились до наших дней.
Рассмотрим историю развития различных философских учений в контексте современных представлений об информации.