Впервые в истории отечественного уголовного права нормы об ответственности за экологические преступления были выделены в УК РФ 1996 г. в самостоятельную гл. 26 «Экологические преступления», что позволяет нам сделать вывод о наличии законодательной классификации данных преступлений в единой системе Особенной части УК РФ. Вместе с тем следует отметить, что в научной литературе классификация экологических преступлений не отличается единством. По-разному определяется как их круг, так и основания классификации.
Так, профессор О.Л. Дубовик предлагает их классифицировать на две группы, исходя из места расположения в Уголовном кодексе РФ:
1) преступления, ответственность за которые предусмотрена в главе 26 Кодекса (ст.ст. 246-262 УК);
2) экологические преступления, составы которых помещены в иные главы Уголовного кодекса РФ. К ним, в частности, относятся ст. 215 (гл. 24); ст.ст. 236, 237, 243, 245 (гл. 25)[63].
В зависимости от объекта уголовно-правовой защиты, его предметной экологической выраженности О.Л. Дубовик предлагает классифицировать составы преступлений главы 26 УК РФ на преступления:
1) нарушающие правила экологически значимой деятельности, непосредственным объектом которой является порядок деятельности;
2) посягающие на отдельные элементы окружающей среды (воды, атмосферу, почву, леса, недра, континентальный шельф, особо охраняемые природные территории и объекты);
3) посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условия биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли.
В работах О.Л. Дубовик приводятся и иные классификации экологических составов преступлений на общие и специальные составы:
1) по способам совершения преступления (загрязнение, уничтожение, повреждение, противоправное использование);
2) по субъективной стороне и с учетом признаков субъекта (корыстные, вандалистские, должностные);
3) по последствиям, точнее – сфере их проявления (вред окружающей среде в целом, отдельным ее компонентам)[64].
В свою очередь Э.Н. Жевлаков, с учетом степени определенности объекта преступления и по способу совершения преступлений, предлагает экологические преступления подразделять на два основных вида:
1) экологические преступления общего характера (ст.ст. 246, 247, 248, 253, 262 УК РФ). Данные преступления в связи с этим посягают на отношения по обеспечению экологической безопасности, охраны и рациональному использованию компонентов природной среды в их совокупности;
2) экологические преступления специального характера, которые в зависимости от содержания предмета и непосредственного объекта посягательства он делит на подгруппы:
а) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли и недр (ст.ст. 254, 255 УК РФ);
б) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира (фауны) (ст.ст. 256, 257, 258, ч. 1 ст. 249, ст. 259 УК РФ);
в) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира (флоры) (ст. ст. 260, 261, ч. 2 ст. 249, ст. 256 УК РФ);
г) преступления, посягающие на общественные отношения по обеспечению экологической безопасности, охране и национальному использованию вод и атмосферы (ст. ст. 250, 252, 251 УК РФ)[65].
Кроме указанной классификации Э.Н. Жевлаковым выделяются и другие варианты градации. Например, по способу совершения экологических преступлений он дифференцирует их на два вида:
1) экологические преступления, выразившиеся в причинении вреда природной среде;
2) экологические преступления, состоящие в незаконном завладении природными ресурсами.
Первую группу образуют, в частности: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ); загрязнение вод, атмосферы и морской среды (ст.ст. 250, 251, 252 УК РФ); порча земли (ст. 254 УК РФ) и др. Из нее можно выделить также подгруппу преступлений, выражающихся в уничтожении или повреждении природных ресурсов и объектов (ст.ст. 257, 259, 261 УК РФ).
Ко второй группе относятся: незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ); незаконная охота (ст. 258 УК РФ); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ); нарушение правил использования недр (ст. 255 УК РФ в этой части)[66].
И.М. Тяжкова главу 26 УК РФ в зависимости от непосредственного объекта делит на общие (ст.ст. 246-248, 262) и специальные (ст.ст. 249-261). Однако в отношении специальных экологических преступлений в силу их многообразия и различия предметов (компонентов) окружающей природной среды она выделяет следующие их виды. Это посягательства:
1) на водную и воздушную среду (ст.ст. 250-252);
2) на землю и ее недра (ст.ст. 253-255);
3) на животный мир (ч. 1 ст. 249, ст.ст. 256-259);
4) на растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст.ст. 260-261)[67].
В зависимости от непосредственного объекта Н.А. Лопашенко предлагает следующую классификацию экологических преступлений:
1) посягательства на общественные отношения по реализации и охране права каждого на благоприятную окружающую среду (ст.ст. 246-248 УК РФ);
2) посягательства на общественные отношения по охране стабильности окружающей среды и ее природно-ресурсного потенциала (ст.ст. 249-262 УК РФ). Последняя группа в зависимости от вида предмета преступления – охраняемого природно-ресурсного потенциала – делится на следующие виды:
а) посягательства на животный мир (ч. 1 ст. 249, ст.ст. 256-258 УК РФ);
б) посягательства на растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст.ст. 260-261 УК РФ);
в) посягательства на воды (ст.ст. 250, 252 УК РФ);
г) посягательства на атмосферу (ст. 251 УК РФ);
д) посягательства на особо охраняемые территории и акватории, природные объекты (ст.ст. 253, 259, 262 УК РФ);
е) посягательства на землю (ст. 254 УК РФ);
ж) посягательства на недра (ст. 255 УК РФ)[68].
М.М. Бринчук подразделяет составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе РФ, на три группы, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды:
1) специальные экологические составы;
2) смежные;
3) дополнительные.
К специальным экологическим составам он относит составы, сформулированные гл. 26 УК РФ, а также ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).
Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды, по мнению М.М. Бринчука, следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217) и др.
К дополнительным он относит ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293)[69].
Исходя из содержания главы 26 УК РФ, авторский коллектив учебника «Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть» предлагает выделить следующие виды экологических преступлений:
1) преступления, влекущие причинение вреда отдельным элементам природы при осуществлении деятельности, посягающей на экологический баланс: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); порча земли (ст. 254); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262);
2) преступления, посягающие на основы должной сохранности недр: нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);
3) преступления, посягающие на объекты животного и растительного мира (фауны и флоры): нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259); незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261)[70].
По вопросам группирования экологических составов преступлений в современной науке уголовного права существует огромное множество и других мнений. Более подробный анализ доктринальных классификаций экологических преступлений содержится в работах В.Г. Пушкарева, Н.Н. Маршаковой[71].
Представляется, что каждая из классификаций экологических преступлений, включенных законодателем в гл. 26 УК, имеет право на существование. Однако при дальнейшем рассмотрении за основу будет взята классификация экологических преступлений в зависимости от непосредственного объекта посягательства, в соответствии с которой они подразделяются на два вида:
1) экологические преступления общего характера, которые посягают на природу в целом. К ним относятся:
• нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ);
• нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);
• нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ).
2) специальные экологические преступления, которые посягают на отдельные компоненты или составляющие природы.
В силу многообразия специальных экологических преступлений и различия предметов (компонентов) окружающей природной среды следует с учетом этого последнего признака провести дальнейшую классификацию, в соответствии с которой могут быть выделены следующие виды специальных экологических преступлений:
• экологические преступления, посягающие на животный мир (ч. 1 ст. 249, ст.ст. 256-258);
• экологические преступления, посягающие на растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст.ст. 260-261);
• экологические преступления, посягающие на поверхностные и подземные воды (ст. 250, 252);
• экологические преступления, посягающие на атмосферу (ст. 251);
• экологические преступления, посягающие на особо охраняемые территории и акватории, природные объекты (ст.ст. 253, 259, 262);
• экологические преступления, посягающие на землю (ст. 254);
• экологические преступления, посягающие на недра (ст. 255).