Как известно, септический шок по основным патогенетическим механизмам развития является вазогенным, т.е. обусловленным прогрессирующей недостаточностью преимущественно базального сосудистого тонуса и соответственно развитием гипотензивного состояния, тромбогеморрагического синдрома, патологического депонирования крови и прочими признаками, свойственными другим патогенетическим вариантам шока. В связи с этим очевидно, что патогенетическая терапия включает в себя комплекс мероприятий, используемых при различных видах шока, в том числе при травматическом, геморрагическом. Это, прежде всего:
1) устранение дефицита объема циркулирующей крови, обусловленного патологическим депонированием крови;
2) регуляция сосудистого тонуса и сократительной способности миокарда;
3) поддержание адекватного внешнего дыхания;
4) регуляция кислотно-основного состояния;
5) общая дезинтоксикационная терапия, антибактериальная терапия;
6) витаминотерапия;
7) регуляция коагуляционного и тромбоцитарного звеньев системы гемостаза;
8) гормональная терапия, в частности, использование глюкокортикоидов для поддержания сосудистого тонуса;
9) использование антиоксидантов, антигипоксантов, мембранопротекторов.
До настоящего времени считалось, что в лечении пациентов с грамотрицательным сепсисом основную роль играет антибиотикотерапия. Однако, как указывалось выше, при массивной антибиотикотерапии возможна массовая гибель бактерий в микробиоценозах кишечника, легких, мочеполовых путей, всасывание продуктов их распада, в частности, эндотоксина в системный кровоток, что в значительной мере может усугубить тяжесть течения патологии.
В последние годы наметились новые тенденции в терапии сепсиса, ведущим патогенетическим фактором развития которого являются эндотоксины грамотрицательных бактерий.
Считается целесообразным использование препаратов, блокирующих каскад арахидоновой кислоты, образование лейкотриенов, простагландинов, тромбоксана и свободных радикалов, образующихся в процессе взаимопревращений метаболитов арахидоновой кислоты. К числу таких препаратов относят ингибиторы циклоксигеназы, а также фактора, активирующего тромбоциты (ФАТ).
Широкое распространение получает и иммунотерапия эндотоксикоза и грамотрицательного сепсиса. В настоящее время в основном в зарубежной лабораторно-производственной практике получены и испытаны моноклональные антитела к основным цитопатогенным цитокинам – ФАТ, ФНО, ИЛ-1.
В настоящее время испытан и широкий спектр человеческих моноклональных антител к эндотоксину. Как известно, эндотоксин является сложным полисахаридом. Часть его молекулы, представленная олигосахаридом, значительно варьирует, но липидное А-ядро идентично у многих штаммов бактерий и является токсичным компонентом молекулы эндотоксина. В связи с этим было разработано несколько моноклональных антител против липидного А-ядра и изучено их действие in vitro. Данных о применении in vivo вышеуказанных моноклональных антител в литературе пока не представлено.
Другим направлением иммунокоррекции при грамотрицательном сепсисе является выявление возможности ингибирования связей между эндотоксином, а также моноцитами и тканевыми макрофагами в целях подавления продукции соответствующих цитокинов и цитокинопосредованной патологии. В этих целях синтезирован так называемый предшественник липида А (вещество 406), протекторный эффект которого апробирован в эксперименте на животных. При этом отмечено значительное угнетение освобождения цитокинов. Однако апробации на людях в условиях сепсиса данный препарат также не проходил.
Одним из цитотоксических факторов для грамотрицательных бактерий является так называемый протеин, повышающий бактериальную проницаемость (ППБП), выделенный из гранул нейтрофилов. ППБП при введении крысам обеспечивал протекторный эффект против широкого спектра бактерий, если его вводили не позднее 30–60 минут после эндотоксина.
Таким образом, иммунокоррекция при сепсисе находится в стадии разработки и, по всей вероятности, является перспективным направлением в комплексной терапии сепсиса.
Указатель основной литературы