До настоящего момента остаются актуальными вопросы, касающиеся роли нарушений гормонального баланса в патогенезе развития неоплазий различной локализации, в том числе и дифференцированных форм РЩЖ. Глубокий обзор данных литературы по указанной проблеме проведен в монографии и статьях Л.М. Берштейна, 2000, 2007. Рядом авторов убедительно показана роль гиперэстрогенемии в патогенезе развития дифференцированных форм РЩЖ [11; 13; 97].
Установлено, что эстрадиол в концентрации 10–8–10–6 усиливает размножение клеток щитовидной железы и этот эффект носит дозозависимый характер [68; 94]. В то же время очевидно наличие в нормальных и малигнизированных клетках щитовидной железы рецепторов к эстрогену и прогестерону, степень экспрессии которых коррелирует со степенью дифференцировки опухолевых клеток [69].
Следует отметить наличие в опухолевых клетках при РЩЖ фермента ароматазы-эстрогенсинтетазы, способного обеспечивать локальную гиперпродукцию эстрогенов и самоподдержание опухолевого роста [88].
Безусловно, важная роль в механизмах индукции канцерогенеза и последующих стадий опухолевой прогрессии при РЩЖ отводится нарушениям взаимодействия гормонов в гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системе [11; 32; 37; 40].
До настоящего момента отсутствуют систематизированные сведения о характере динамического взаимодействия тиреотропного гомона, тироксина и трийодтиронина в процессе распространения неоплазии при дифференцированных формах РЩЖ.
В рамках одного диссертационного исследования трудно установить тонкие механизмы нарушений центрогенной стимуляции гормонопродуцирующей функции щитовидной железы, молекулярно-клеточных механизмов расстройств различных этапов синтеза тиреоидных гормонов, а также их тканевой конверсии в динамике распространения неоплазии при РЩЖ.
Однако методический подход, используемый в нашем исследовании, позволил частично решить вопрос о закономерностях изменений функциональной активности гипофизарно-тиреоидной системы при сравнительной оценке содержания в крови тиреотропного гормона, тироксина, трийодтиронина и аутоантител к тиреопероксидазе (АТ к ТПО) при папиллярной и фолликулярной формах РЩЖ в динамике распространения неоплазии. К тому же были патогенетически обоснованы новые диагностические критерии развития начальных и метастатических стадий дифференцированных форм РЩЖ в соответствии с одной из задач данного диссертационного исследования.
Как показали полученные нами данные, общей закономерностью нарушения взаимодействия в гипофизарно-тиреоидной системе на ранних стадиях опухолевого процесса (I-II стадии заболевания) при обеих гистологических формах РЩЖ являлось усиление центрогенной стимуляции щитовидной железы за счет гиперпродукции тиреотропного гормона, уровень которого в крови значительно возрастал. В то же время содержание тироксина в крови снижалось, а уровень трийодтиронина не изменялся. Результаты исследований показали, что одним из патогенетических факторов снижения продукции тироксина является антителозависимое подавление активности тиреопероксидазы.
Развитие метастатических стадий опухолевого процесса при дифференцированных формах РЩЖ не обнаруживало параллелизм со сколько-нибудь выраженными изменениями гормонального статуса по сравнению с таковым на начальных стадиях неоплазии. Оставался стабильно высоким уровень тиреотропного гормона, снижался уровень тироксина, уровень трийодтиронина не изменялся. Титр АТ к ТПО значительно превышал показатели группы контроля.
Таким образом, усиление центрогенного гормонального влияния на щитовидную железу за счет тиреотропного гормона не обеспечивает стимуляции продукции тироксина ни на ранних, ни на поздних стадиях развития дифференцированных форм РЩЖ.
В соответствии с полученными нами данными, одним из патогенетических факторов нарушения гормонопродуцирующей функции щитовидной железы является подавление начальных этапов синтеза тироксина за счет антителозависимого ингибирования фермента ТПО, обеспечивающего процесс окисления атомарного йода до молекулярного.
Снижение продукции тироксина, на фоне значительного увеличения содержания в крови тиреотропного гормона, может быть связано с уменьшением содержания рецепторов к ТПО на малигнизированных тиреоцитах и, соответственно, с нарушением захвата йода [13].
Информативными критериями развития начальных стадий РЩЖ и метастатических форм заболевания, особенно при латентном течении его, могут быть показатели содержания в крови тиреотропного гормона, тироксина и трийодтиронина, уровня АТ к ТПО, используемые в комплексе с традиционными методами обследования щитовидной железы на предмет выявления неоплазии.
Обобщая в целом результаты проведенного нами комплексного обследования больных дифференцированными формами РЩЖ, следует отметить выявленные впервые закономерности системных паранеопластических расстройств относительно клеточного состава периферической крови, метаболического, иммунного, цитокинового статусов, изменений гормонального баланса, формирующихся на ранних стадиях развития РЩЖ и приобретающих определенные особенности в период опухолевой прогрессии.
Результаты диссертационного исследования позволили расширить современные принципы диагностики папиллярной и фолликулярной форм РЩЖ, оценки эффективности комплексной терапии заболевания, сформулировать алгоритм диагностических приемов по оценке характера паранеопластических расстройств при РЩЖ.
Указатель основной литературы