Рынок ценных бумаг, как показывает мировой опыт, тесным образом связан с состоянием национальной экономики и с процессами, происходящими на мировых финансовых рынках. Как правило, тенденции развития фондового рынка соответствуют тенденциям развития экономики страны: в условиях экономического роста растут и курсы акции, в условиях кризиса рыночные цены акций и объемы их оборота снижаются.
Показательным примером того, когда фондовый кризис развивался синхронно с экономическим кризисом, может служить ситуация в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. снижение курсов акций на Нью-Йоркской фондовой бирже началось 23 октября 1929 г., а через несколько дней достигло катастрофических размеров. 28 и 29 октября индекс Доу-Джонса снизился на 68,90 пункта или на 23,1 % при резком увеличении объема продаж. Так, если 23 октября было продано 6 млн. акций, то 29 октября сменили своих владельцев 16,4 млн. акций. Такой объем продаж был вновь достигнут лишь в 1968 г.
В дальнейшем, вплоть до середины 1932 г. стоимость акций неуклонно падала по мере того, как происходило падение промышленного производства и снижение потребительского спроса – экономика страны погружался в состояние глубокой депрессии. Индекс Доу-Джонса упал с 386 пунктов 22 октября 1929 г.
Следует отметить, что показатели фондового рынка могут не соответствовать в точности фазам деловой активности. Фондовый рынок подвержен воздействию множества факторов, поэтому рыночные цены акций постоянно колеблются. И хотя в течение длительного периода времени отчетливо просматривается тенденция к повышению курсов акций, в отдельные годы происходит снижение курсовой стоимости акций. Так со времен «великой депрессии» 1929–1933 гг. падение средней цены акций по отношению к предыдущему году на Нью-Йоркской фондовой бирже отмечалось 20 раз. Наиболее крупное падение индекса Доу-Джонса было отмечено в октябре 1987 г. 19 октября индекс упал сразу на 508 пунктов или на 22,8 %. Акции, входящие в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, за один день подешевели на 560 млрд. долл. На следующий день был поставлен рекорд по объему торговли – было продано 608 млн. акций. За несколько дней индекс Доу-Джонса снизился на 743 пункта или на 30 %.
Подобная ситуация сложилась и в России – объем портфельных инвестиций превысил объем прямых вложений в экономику почти в 5 раз. В 1995 и 1996 гг. страна имела положительное сальдо по текущим операциям платежного баланса. В 1997 г. оно сменилось на отрицательное и составило 0,3 % ВВП. За первое полугодие 1998 г. отрицательное сальдо достигло 1,2 % ВВП.
17 августа 1998 г. Правительство и Центробанк России объявили о внедрении комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики. Обтекаемая формулировка «изменение границ валютного коридора» по существу означала девальвацию рубля, что и подтвердили дальнейшие события. Комплекс мер предусматривал также переоформление государственных ценных бумаг – ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. в новые ценные бумаги. До завершения переоформления ценных бумаг торги на i рынке ГКО и ОФЗ были приостановлены. Общая сумма государственного долга в форме ГКО составила около 260 млрд. руб.
Прекращение функционирования этого сегмента фондового рынка в совокупности с другими «мерами» правительства оказали негативное влияние и на рынок акций.
Начавшееся в 1997 г. снижение цен российских акций сопровождалось снижением объемов оборота акций. Наибольший оборот в РТС был достигнут в октябре 1997 г., когда объем сделок превысил 3 млрд. долл. За первые 5 месяцев 1998 г. объем торговли, выраженный в бумагах, был примерно таким же, как за последние 5 месяцев 1997 г. Однако из-за снижения цен акций в 1998 г. произошло снижение стоимостного объема оборота. Особенно резкое снижение объемов оборота началось летом 1998 г. Приведенные цифры красноречиво говорят о том, что осенью 1998 г. российский рынок ценных бумаг оказался в состоянии глубокого кризиса что, было связано как с влиянием ряда неблагоприятных внутренних и внешних факторов, так и с субъективными действиями российского руководства. Кризис фондового рынка способствовал развитию кризиса банковской системы, что, в конечном счете, способствовало углублению кризиса всей экономики страны.