Говоря о внутриутробном и постнатальном развитии, коснулись стадийности развития организма. В прогрессивную стадию вошли зародышевый, предплодный, плодный и все периоды постнатального развития, включая половозрастный период, так как органы и системы заканчивают свое морфофункциональное становление, именно, к концу половозрастного периода, что послужило причиной назвать эту стадию «прогрессивной», а значит развивающейся, усложняющейся.
Мы выделили отдельной главой критические периоды развития коз, обоснованно считая, что специалисты козоводы обязаны их знать, предупреждать, избегать и профилактировать их негативное воздействие на развивающийся организм, особенно, в утробе матери, но на развивающийся организм воздействуют внешняя и внутренняя среды. Все больше ученые обращают внимание на воздействие внешней среды на организм, но нет работ по воздействию внутренней жидкостной среды, особенно, на развивающийся организм.
Несомненно, внешняя среда воздействует на гомеостаз внутренней среды, которую формируют сердечно-сосудистая и лимфатическая
системы, но обе системы изучены недостаточно. Значительно полнее и глубже изучена кровь В.М. Мешковым (1990) и другими. Оказывается, в подавляющем большинстве критические периоды развития позднего и новорожденного козленка совпадают с критическими периодами формирования крови. Это вдвойне должно настораживать козоводов на их избежание.
Ю.Т. Техвер (1972) произнес по поводу замкнутой системы кровеносных сосудов, что «организм живет в текучей воде». Под словом «вода» он понимал «кровь», движущуюся по сосудам, но Б.П. Шевченко (1982) добавляет и «развивается», так как именно сердечно-сосудистая система и кровь в онтогенезе создают внутреннюю жидкостную среду организма, его гомеостаз и «поле роста» для развития зародыша, предплода, плода и новорожденного. От того какая будет эта среда и ее гомеостаз зависит от воды, кормов, а отсюда и здоровье нарождающегося козленка.
В животноводстве и, в частности, в козоводстве широко бытует термин «нормотрофики» и «гипотрофики», последний термин чаще «приговаривающий» – не жилец. И.А. Аршавский (1963) писал, что незрелые новорожденные от физиологически зрелых отличаются не степенью доношенности, массой тела при рождении, а особенностями физиологии, происходящими от задержки их развития. Но критерий зрелости, незрелости (С.Н. Боголюбский, 1971) имеет морфологическое выражение (форма, большеголовость, длинноногость, телосложение и т.д.). Отсюда вытекает, что критерием зрелости и незрелости необходимо считать морфологическое состояние новорожденного, а «созревание» морфофизиологического состояния организма может продолжаться у коз до 18–24 месяцев после рождения. Отсюда профилактируя критические периоды развития зародыша, плода, новорожденного можно избежать «гипотрофиков».
При подготовке «возрастной морфологии оренбургской пуховой козы» у авторов, знакомясь с литературой, сложилось впечатление, что козы одноплодны, когда это не так. В большинстве работ приводится усредненная масса козлят, их морфологическая зрелость органов, систем. Изучая и раскрывая многоплодие, учёные находят расхождения неполноценности между ними, а с другой стороны – познаем морфологическую зрелость, а отсюда раскрываем резерв выживаемости организма и поднятие поголовья в козоводстве. Однако – это не главная задача поднятия поголовья в козоводстве, хотя важная, можно при меньшем поголовье получать продукцию от козоводства равную большему поголовью. Из сказанного вытекают следующие задачи:
1. Выдвинутое положение внутриутробного постнатального развития коз выходит далеко за пределы теоретических выкладок, поскольку знание этих периодов, этапов развития поможет в борьбе за сохранение молодняка, отсюда повышение поголовья в козоводстве.
2. Работники козоводства области должны иметь ясное представление о периодах и этапах развития как одинцовых, так и многоплодных коз, полученных на основании анатомических, гистологических, морфологических исследований, что позволяет избежать потери козлят.
3. Среди основных критериев продуктивности оренбургской пуховой козы должны быть:
3.1. Начес пуха, мясная и молочная продуктивность, кожа;
3.2. Многоплодие и выживаемость козлят;
3.3. Совершенствование технологий выращивания козлят.
Для реализации задач необходимо провести следующие мероприятия:
1. Использование доступных и простых технологий для определения многоплодия козоматок и установления, в связи с этим, для них соответствующих рационов.
2. Использование особей цельных многоплодных пометов по их телосложению, массе, изучение многоплодных последов, их сосудов, плаценты, дает возможность профилактировать падеж козлят и избежать «гипотрофиков».
3. Исследование физиологической и морфологической зрелости новорожденных: по крови, иммунности, формированию органов и систем организма, по приросту массы и др., дает возможность установить критерий выживаемости козлят и ставить прогноз на будущее.
4. Определение степени скороспелости и зрелости на основе исследований органов, систем организма многоплодных пометов, их приростов козоводы получат возможность научно прогнозировать продуктивность и поголовье коз.
5. На основании морфологических и других данных выделять наиболее здоровых, пригодных к племенной работе молодых коз.
6. Считаем, что на основе уже имеющихся данных по внутри- и постнатальному развитию коз, можно организовать получение и сохранение приплода в козоводстве на должном уровне.