В тюркологии стало традицией понимать явление агглютинации как способ присоединения определенной морфемы к слову, а с содержательной точки зрения, во многих случаях агглютинативным аффиксам приписываются однозначность и свойство односторонней семантической самостоятельности. Однако многочисленные языковые факты обнаруживают также наличие свойств многофункциональности, многозначности, противоположных значениям самостоятельности аффиксов. Такая многофункциональность, многозначность аффиксов наглядно проявляется при их сочетании с различными корнями и основами.
В тюркологии, и в частности в казахском языкознании в исследовании аффиксальных морфем сложились два направления. Первое заключается в описании аффиксов с учетом их семантики и сферы употребления. В таких исследованиях отмечается наличие различных значений аффиксов, однако взаимосвязь и характер развития этих аффиксов не становятся предметом рассмотрения. Второе направление связано со сравнительно-историческим изучением аффиксов тюркских языков. Большое внимание уделяется также внешней форме аффиксов, то есть особенностям развития их фонетической структуры, а семантическая сторона остается вне поля зрения. Поэтому в процессе исследования функций и семантической эволюции аффиксов можно прийти к следующим заключениям:
1. Для конкретного изучения природы агглютинативных аффиксов необходимо разностороннее рассмотрение характера употребления аффиксов, являющихся конкретным материалом нашего исследования. Затем на основе конкретных примеров, не вызывающих сомнения в их однозначности, необходимо выяснить основную функцию и значение аффикса. Таких стержневых значений может быть одно или несколько. Остальные же значения должны быть рассмотрены в качестве переходных языковых явлений, как ступень отражения процесса перехода аффикса от одного значения к другому.
2. Функции и семантическая эволюция аффиксов сходна с эволюцией отдельных слов. В обоих случаях можно говорить о многозначности слов и аффиксов. Некоторая самостоятельность значения аффиксов сочетается с их формальной стороной, способом их присоединения.
3. Исследование с позиции эволюции аффикса является также одним из эффективных способов решения сложных проблем, связанных с синкретизмом, глагольно-именной омонимией форм. Синкретичные корни рассматриваются здесь в качестве промежуточных форм со взаимно выявленными грамматическими рядами (имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.) и определяются в связи с непосредственным значением такого слова промежуточного типа. Здесь мы также видим ведущую роль семантики, которая оказывает влияние на развитие и изменение значений отдельных слов и морфем. Все, что относится к синкретичным корням, присуще и грамматическому синкретизму производных основ. Внешнее сходство между именными и глагольными основами является отражением первых ступеней эволюционного развития, когда имена и глаголы в структуре тюркского языка еще не различались. Следовательно, и аффиксы, подобно корням, прошли эволюционный путь развития. Они состояли вначале из одного согласного звука, затем под влиянием гласных подверглись процессу усложнения формы, кроме того, ограниченное количество аффиксов, как и корней, не давало им возможности для дифференциации на грамматические ряды. Аффиксы с самого начала выполняли свойственную синкретичным формам роль определения и закрепления качеств и свойств значения, а также фактора, расширяющего сферу функционирования слов в разговорной речи.
4. Примеры, рассмотренные в связи с семантической эволюцией аффиксов, позволяют прийти к следующему выводу. Семантическая эволюция аффиксов, привела, во-первых, к развитию из конкретного значения определенного аффикса обобщенно-грамматической семантики и ее усилению; во-вторых, к расширению сферы употребления аффикса, к увеличению количества семантических групп с его применением. Подобное расширение сферы употребления аффиксов, а также качественное изменение общего для всех них значения при переходе из одной группы в другую, создало возможность для применения его в других частях речи. В-третьих, к результатам эволюции аффиксов относится также и переход словоформы из одного грамматического разряда в другой.
5. Семантику аффиксов нельзя рассматривать отдельно от их функции в составе слова. Если значение влияет на функцию указанной морфемы, то и ее функция, в свою очередь, приводит, в известной степени, к изменению значения. Причем речь может идти о словообразовательной, словоизменительной, а также о словосвязующей функции. К основным моделям развития многофункциональности относятся переход словообразовательных аффиксов в разряд словоизменительных, и наоборот, словоизменительных аффиксов – в разряд словообразовательных или словосвязующих аффиксов. В основе указанных переходных процессов находятся семантическая эволюция аффиксов, расширение сферы их употребления, лексикализация форм слова с каким-либо аффиксом, иногда процесс образования переносного значения. Особо следует подчеркнуть переход аффиксов из одного качества в другое посредством синкретичных форм.
6. Ввиду того, что многовариантность и многовалентность являются свойством любого аффикса, выявление их создает возможность для качественной и количественной характеристики аффикса. Различные изменения в звуковом составе языка постепенно изменяют морфологические элементы аффиксов, что, в свою очередь, приводит к перестройке общей морфологической структуры слова. Все это, а именно, появление отдельного морфологического элемента, аффиксов, а также обретение ими различных оттенков или их комбинаторно-позиционные изменения свидетельствуют о связи указанных формантов с фонетической структурой языка. К подобным закономерностям звуковых изменений можно отнести звуковые соответствия, метатезу и редукцию, апокопу и другие явления. Валентность аффиксов тесно связана как с их семантической эволюцией, так и с многофункциональностью. Если, с одной стороны, рост валентности аффиксов является результатом развития многофункциональности аффиксов, то развитие валентности создает условия для появления новой функции аффикса.