В. Котвич указывает на несколько путей формирования аффиксов алтайских языков:
1) суффиксы, состоящие из одного гласного звука;
2) суффиксы, образованные из служебных слов;
3) суффиксы, образованные из наречий места и времени;
4) суффиксы, сформированные из самотсоятельных слов [6, 58].
В связи с тем, что аффиксы тюркских языков употреблялись в самых различных вариантах, иногда бывает трудно определить их родство между собой, судя по внешней форме; наряду с этим некоторые совершенно разные аффиксы настолько совпадают в фонетическом и семантическом отношении, что это наталкивает на мысль об их генетическом родстве.
Вместе с тем в языке имеются аффиксы, которые состоят из одинаковых согласных звуков, или похожих вариантов, но различаются по входящим в их состав гласным звукам или добавлением одного согласного. К ним можно отнести, например, аффиксы со значением собирательности и множественности. Они сгруппированы вокруг элемента -л, на основе которого создано более десяти морфем. Сходство обнаруживается иногда даже среди аффиксов, относящихся к разным грамматическим категориям. В. Радлов отмечает соответствие между аффиксом взаимного залога -ш и аффиксом -ш, образующим отыменные имена существительные, А. Зайончковский считает указанные форманты родственными, В. Котвич указывает на то, что тюркским аффиксам -ш, образующим имена существительные, в монгольском языке соответствует показатель -л, а форманту глагола -ш – монгольские формы на -лша. О формальныхи семантических соответствиях таких аффиксов говорили многие ученые (В. Банг, Ж. Дени, А. Зайончковский, В. Котвич, Г. Рамстедт и др).
Ж. Дени сделал попытку доказать, что все глагольные аффиксы (формы, начинающиеся с согласных қ, к, ғ, г или форманты, утратившие начальные звуки) возникли из одного форманта. Он приходит к заключению о возможной взаимосвязи между формантами, сгруппировавшимися вокруг суффикса –қай и аффиксами, образующими группу вокруг глагольной морфемы –қан. В. Котвич называет аффиксы, имеющие общее происхождение, «аффиксальным гнездом» и отмечает их сходство со словообразовательным гнездом слов, возникших из одного корня [6, 60].
Ниже мы попытались проанализировать такое аффиксальное гнездо казахского языка на основе сравнительно-исторического анализа языковых фактов из древнетюркского, среднетюркского, современных тюркских, монгольских, а также тунгусо-маньчжурских языков. В выявлении природы аффиксов мы отдаем приоритет аффиксам -л, -т, -ш, основанием для чего послужили явления ротацизма и ламдаизма в тюркологии, то есть точка зрения, согласно которой согласные р и л сформировались в языке раньше звуков з и ш.