Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

2.2. Земельное податное обложение на базе кадастра

Первые попытки учета количества и качества земель проводились ещё при первобытнообщинном способе производства. Однако тогда учёт был весьма примитивный и проводился в интересах общины. С появлением частной собственности на средства производства возникла необходимость в более тщательном учёте. Кроме частных собственников учёт вело рабовладельческое государство. Оно учитывало доходы от обложения податями, контрибуциями, расходы на содержание армии и т.п. Объектом учёта постепенно становилась земля, которая уже в то время выступает как основное средство производства в сельском хозяйстве. При рабовладельческом строе как специальное земельное учётное мероприятие зарождается земельный кадастр, который продолжает развиваться при феодализме и особенно при капитализме. Так в Египте, во времена первых фараонов (4 тыс. лет до н.э.) тщательно велись оценочные списки земель, подлежащих податному обложению. Оценку земель дважды в год проводили специальные таксаторы – чиновники
фараона.

Самый большой из податных документов – Папирус Вильбур [109] – был найден в 1928 г., а в 1934 г. куплен Брукленским музеем на средства американского египтолога Вильбура. Опубликован А. Х. Гардинером. Папирус, достигающий более 10 м в длину, в большей своей части, в так называемом тексте «А», сообщает об обмере земли, произведенном в 4-й год правления Рамсеса V, в июле-августе 1158 г. до н.э. Здесь зафиксированы результаты измерений левобережных земель Среднего Египта, начиная от Гелиополя и Крокодилополя к югу до Тиниса, где в рамессидское время были расположены XXII, XX XVII номы, примерно на 146 км с захватом Фаюмского оазиса. Текст папируса состоит из двух частей («А» и «В»). Текст «А» занимает лицевую и частично оборотную сторону папируса (125 столбцов), текст «В» записан на оборотной стороне (25 столбцов). Текст «В», по предположению А. Гардинера, был составлен раньше текста «А», но затем переписан на оборотной стороне папируса уже после составления текста «А». Сохранился папирус неполностью – в нем нет ни начала, ни конца.

В папирусе Вильвур, как податном документе, зафиксированы доходы всех храмов. Кроме того, земли, находящиеся в их распоряжении, отражены в двух видах параграфов, фиксирующих два способа обработки и податного обложения земель: «недолевых», где записана земля, обрабатывающаяся земледельцами, которые не были держателями этой земли, и «долевых», где зафиксирована земля, поделенная между держателями. «Долевую подать» выплачивал непосредственный хозяин участка (т.е. тот, за кем он числился в папирусе), причем эта подать был для него дополнительной повинностью, так как не входила в общую сумму основной подати, отчислявшуюся храму и царю.

По какой причине одни храмы получали «долю» от доходов других, в тексте не указано. Вполне вероятно, как это предполагает А. Гардинер, это вызывалось тем, что земли крупных храмов были разбросаны в различных районах Египта, и для того чтобы не посылать своих представителей в отдаленные районы, в которых находились сравнительно небольшие участки земли, крупные храмы поручали надзор за такими своими землями тем храмам, которые имели здесь сравнительно большие владения, а потому и своих чиновников. Большей частью это были, по-видимому, местные храмы. Отчисления в пользу таких, по преимуществу мелких храмов, являлось, таким образом, как бы платой за надзор. Если считать, что урожайность исчислялась в мерах хар (72,68 л), то отчисление, поступавшее местному храму, как это будет показано позже, равнялось 7,5 %.

А. Х. Гардинер суммируя записи папируса, в том числе исследуя взаимосвязь двух ее частей, первоначально пришел к следующим выводам:

1. В записях типа «А» указывается как сумма основного подати (при этом фиксируется вся площадь земли), так и величина особого, так называемой «долевой» подати.

2. В записях типа «В» имеется в виду прежде всего получатель «долевой» подати, и потому упоминается только он один. Кроме того, здесь указывается, каким образом раскладывается данная подать; отмечается как весь участок, так и 1/4 часть его, урожай с которого подлежит этому обложению.

Вышеизложенное, переводя его смысл на цифровой язык, будет выглядеть следующим образом: размер долевого обложения в записях типа «А» всегда составляет 7,5 % от общей суммы подати, образующейся при перемножении количества арур (арура, мера земельной площади, равная 2735 кв. м) «высокой» земли каит в том или ином участке на норму податного обложения по 5 хар с 1 аруры. Что же касается параллельной строки записи типа «В», то в ней 7,5 % общей подати всегда образуется от перемножения постоянной стандартной меры в 12/4 хар зерна на 1/4 часть размера участка.

Издатель папируса ошибочно полагал, что в цифровых записях «недолевых» параграфах текста А речь идет о нормах податных отчислений, а не о нормах урожайности, зависящих от качества земли. И только в самом конце комментирования папируса Вильбура он в очень осторожной форме высказал предположение, что «обложения (assessmens) текста А, возможно, всего лишь выражают количества, используемые ответственными представителями казны (the taxing authorities) при фиксировании квот, которые должны быть выплачены различными владеющими землей учреждениями… Это (утверждение) опирается на вывод, что обложения недолевых параграфов кажутся … слишком высокими для податей (taxes) и слишком низкими для того, чтобы быть показателями всего урожая полей» [109, с. 208]. В приведенном заявлении Гардинера последний тезис является, несомненно, ошибочным. Г. Кеес первым разъяснил, что здесь речь идет именно о стандартных (либо условных, средних) мерах общей урожайности [133, с. 37].

Таким образом, по папирусу 5 мер (т.е. хар) зерна с 1 аруры – это стандартная средняя норма урожайности земель каит, 72/4 хар – это стандартная, средняя норма урожайности земель тени, 10 хар – это стандартная средняя норма урожайности земель нехеб (все эти нормы рассчитаны по отношению к 1 аруре земельной площади). Что касается цифрового показателя в 12/4 хар с 1 аруры, то он, как это правильно понял Гардинер, выражает норму податного обложения земель каит. [109, с. 101, 108, 199].

Термином каит, часто встречающемся в хозяйственных документах Нового царства, в том числе в папирусе Вильбура обозначалась обычная, естественным образом орошаемая земля, буквально означает «высокая» (земля), тени – «уставшая», «устаревшая», «старая» (земля), нехеб – «свежая», «девственная (земля)». Эти названия условны и не всегда отражали действительный тип и качество земель. Так, в частности, территории каит вовсе не были обязательно «высокими» в подлинном смысле этого слова, поскольку нередко на площадях одного физического уровня встречались все три разновидности земель, а скорее представляли собой наиболее распространенный тип среднекачественных пахотных земель. Что касается земель тени и нехеб, то их в папирусе зафиксировано значительно меньше, чем каит. Во всяком случае податные расчеты в документе строятся применительно к землям каит.

Принимая во внимание несомненную сопоставимость категорий (каит, тени и нехеб) с цифровой шкалой урожайности (соответственно 5, 72/4 и 10) и учитывая оторванность их от конкретного физического состояния пашни, можно предположить, что данные категории являются как бы заменителями цифровой шкалы урожайности в 5, 72/4 и 10 хар с 1 аруры. Данные нормы урожайности отражают отношения земель каит, тени и нехеб друг к другу по доходности, т.е. по качеству. Сопоставляя эти нормы, можно сказать, земля тени в полтора раза качественнее земли каит, а земля нехеб в два раза качественнее земли каит. Если принять качественность самой земли каит за единицу, то тогда отношения всех трех видов земель друг к другу можно будет выразить пропорцией 1:1,5:2.

Анализируя числовые показатели так называемых параллельных, или корреспондирующих, «долевых» записей типов А и В текста А, А. Гардинер вывел следующую формулу, которая наглядно показывает характер соотношения этих записей друг с другом.

Формула эта такова:

«Долевая» запись типа А «Долевая» запись типа В

5к•3/40 = к•12/4, (2.2.1)

где к – количество земли среднего качества каит.

Поскольку 5к•3/40 – это все равно, что 5к•7,5/100 или 7,5 % от 5к, то формула А Гардинера принимает следующий вид:

«Долевая» запись типа А «Долевая» запись типа В

7,5 % от 5к = к/4•12/4. (2.2.2)

Подобное приведение необходимо, чтобы цифровые выражения в формуле отражали только площадь земли одного качества каит, так как постоянная стандартная мера «долевого» обложения в 12/4 хар в папирусе Вильбура применялась исключительно по отношению к землям каит. Учитывая все это, можно вывести следующую формулу, обозначив «к» количество земли каит, «т» – количество земли тени, «п» количество земли нехеб.

Вместо выражения к/4 записываем: (1к + 1,5т + 2н)/4, где в числителе учитывается вся площадь участка, состоящего из разных по качеству отрезков. При этом все они по своему качеству как бы приведены к земле каит – основному типу земель, перечисляемых в папирусе Вильбура. В левой части формулы Гардинера (7,5 % от 5к) можно также сделать соответствующую поправку. Вместо «5к» запишем общую сумму всего валового сбора зерна, собираемого с разных земель по различным нормам урожайности. Эта запись будет выглядеть так: 5к + 7,5т + 10н. Размер урожая в храм от этой суммы по-прежнему должен составлять 7,5 %, т.е. он должен быть равен 7,5 % от 5к + 7,5т + 10н.

Общая формула соотношения нормальных параллельных, или корреспондирующих, «долевых» записей типов А и В (Земли любого качества «приведены» по урожайности к земле каит).

7,5 % от 5к + 7,5т + 10н = (1к + 1,5т + 2н)/4•12/4. (2.2.3)

Основной вывод, к которому можно прийти, анализируя выведенные формулы, заключаются в том, что в «долевых» записях типов В обложению по норме в 12/4 хар с 1 аруры (для наиболее распространенной земли каит) всегда подлежит только то количества земли, которое соответствует 1/4 части надела. В указанных записях податного документа речь идет не о произвольном разграничении земель по их качеству, не о якобы фиктивной бухгалтерской калькуляции, сущность которой, как полагал Гардинер, не всегда понятна, но о неизменном и очень логичном правиле: 7,5 % урожая как небольшое количество, выделяемое в местный храм, всегда подсчитывается путем обложения по соответствующей норме (в 12/4 хар с 1 аруры) 1/4 части действительного надела земли каит.

Однако, из последнего вывода вытекает другой: если при обложении только 1/4 части надела земли выделенная в местный храм подать составляет 7,5 % урожая, то при обложении всего надела по той же норме обложения (в 12/4 хар с 1 аруры для земли каит) общая величина подати окажется равной 30 % урожая, или примерно его 1/3 части.

Вывод: согласно данным папируса величина земельной подати всегда находится в прямой зависимости от величины облагаемой доли того или иного земельного надела. Принцип, с помощью которого в папирусе Вильбура (и в других административно-хозяйственных документах эпохи Рамессидов) фиксировалось уменьшение (увеличение) величины подати, был один – сокращение (увеличение) податнооблагаемой части надела. Если же предусматривалось обложение всего земельного участка, а именно так обстояло дело с обложением земли государственных («царских») земледельцев, то общая подать неизбежно оказывалась равной 30 % урожая. Из общей подати, как отмечалось раннее 7,5 % выделялось обычно в местный храм (или другие соответствующие административно-хозяйственные центры) и потому в центральную государственную (царско-храмовую) казну в итоге поступало в качестве подати 22,5 % урожая (30–7,5). Последняя норма практически хорошо согласуется с известным рассказом Библии (Библия. «Бытие, гл. 48, параграф 26») о том, что Иосиф, будучи везирем Египта, определил выплачивать подать фараону в виде 1/5 части, или, иначе, 20 % урожая.

Продолжая мысль о взимании натуральной подати, следует отметить, что его принцип исчисления был различен в период существования Древнего Египта. Так, в эллинистическом Египте осуществлялся квантативный принцип взимания подати, определяемой не как часть или доля урожая, но как твердо установленное количество зерна с единицы площади (т.е. с аруры) [23, с. 95]. В рамессидском Египте, как мы видим, подать поступившая в казну от государственных («царских») земледельцев, носила как бы издольно-квантативный характер, так как с единицы площади взималось определенное количество зерна в зависимости от качества земли таким образом, что оно оказывалось равным постоянной доле стандартного урожая.

В качестве исключения из общего правила, применяемого в папирусе Вильбура, в так называемых записях царских гаремов Мемфиса и Фаюма, специально рассматриваемых А. Гардинером в его комментариях на папирус, фиксируются податные нормы изъятия зерна, выраженные в мерах ипет (1 ипет = 1/4 хар, или 18,17 л), произведенного на небольших участках земли, измеряемых земельными (квадратными) локтями («земельный локоть» = 0,01 аруры). В записях указывается, что из всего урожая изымается лишь 1/3 его часть, которая определяется заранее путем отчислений с каждой аруры 62/3 ипет (12/3) зерна, являющихся обычной нормой обложения земли каит, составляющей 1/3 часть от нормы урожайности этой земли в 5 хар с 1 аруры.

Отличие записей гаремов от обычных записей «недолевых» параграфов заключается только в том, что здесь в качестве подати отделяется не 30 % урожая, а его 1/3 часть, или 33 %. Такое незначительное увеличение податной нормы фиксируется здесь потому, что в записях гаремов нормой обложения служит мера зерна не в 12/3 хар, как это обычно для земли каит, а мера чуть (на 1/6) большая, равная 62/3 ипет, или иначе 12/3 хар с 1 аруры.

Рассмотренные принципы податного обложения нашли отражение и в данных некоторых других административных документов эпохи Рамессидов. Интерес в этом смысле представляют фрагменты двух памятников: иератического папируса Института Гриффиса в Оксфорде (время XX династии) и иератического текста на кожаном свитке № 174 из собрания Луврского музея (время XX династии). В них указаны те же нормы податного обложения (12/4 хар с 1 аруры земли каит) и изъятия (20 %), что подтверждает результаты анализа числовых данных изданного А. Гардинером земельного кадастра. Своеобразие большинства строк Луврского свитка проявляется в том, что в них не выписывается показатель общей величины каждого земельного участка, поскольку числовому обозначению сразу подлежит только податнооблогаемая доля надела [62, с. 17–20].

Другие документы податного обложения дошли до нас в виде сравнительно небольших отрывков. И поэтому имеют меньшее значение, чем вышеназванные источники [35, с. 187]. Однако они все же имеют несомненный интерес, так как в некоторых отношениях дополняют и разъясняют данные выше папирусов.

Таковы, например, фрагменты «Палермского камня», обогащающие наши сведения о земельном обложении населения. Как на лицевой, так и на его оборотной сторонах зафиксированы систематические кадастры земли, что свидетельствует об относительной развитости государственного податного аппарата.

Фрагменты иератического папируса, содержащего записи зерновых поступлений с храмовых земель, весьма сходные по содержанию с папирусом Вильбура В, от которого они отличаются лишь тем, что сообщают не только размеры полей, как и в папирусе Вильбура В, но и размеры зерновых поступлений с этих полей. Некоторые документы имеют и самостоятельное значение, так как касаются таких сторон, о которых более крупные документы умалчивают: таковы, например, ведомость податного зерна, погруженного на корабли, или Туринский податный папирус, дающий известное представление о самом процессе сбора подати.


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674