Сегодня в сфере образования приоритеты изменились в сторону развития индивидуальности человека, его творческих способностей, нравственного и психического потенциала. Индивидуальность человека рассматривается сегодня как одна из ценностей общества. Категория «индивидуальность» получила осмысление не только в философском (Г.М. Гак, И.И. Резвицкий, В.П. Тугаринов), в психологическом (Б.Г. Ананьев, Э.А. Голубева, В.С. Мерлин, Ю.М. Орлов, В.В. Петухов, В.В. Печенков, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А. Маслоу, К. Роджерс), но и в педагогическом аспекте (Ю.А. Гагин, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, М.И. Рожков и др.).
В философии под индивидуальностью понимается:
1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида;
2) в отличие от личности специфическое в индивиде [33, с. 176];
3) неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека [49, с. 157].
Одно из психологических определений индивидуальности состоит в том, что это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость [41, с. 136].
Ученые трактуют данное понятие по-разному, но характерной особенностью большинства педагогических взглядов до сих пор является то, что индивидуальность выступает высшей степенью развития личности, для которой присущи неординарность, выдающиеся способности и качества. С 90-х годов прошлого столетия в связи с коренными преобразованиями в политической и социальной жизни России наметились явные изменения в развитии отечественной педагогической науки, что нашло выражение в появлении новых понятий, трактовок, идей, взглядов, концепций и др., отличающихся подлинной гуманистической направленностью. Вместе с активными поисками в области педагогической теории начался расцвет творческой педагогической практики, инновационной деятельности педагогов всех типов школ и ступеней образования. Так, в 1995 г. появилась книга «Педагогика индивидуальности: Курс лекций», изданная в Калининградском госуниверситете [6,2 п.л.], в которой ее автор, доктор педагогических наук, профессор О.С. Гребенюк впервые представил индивидуальность школьника как педагогическое понятие, обосновал актуальность и целесообразность введения данного понятия в педагогику.
Олег Семенович Гребенюк (1937-2003)
Становление педагогики индивидуальности происходило в начале 90-х годов прошлого столетия. Это было время коренных реформ – социальных, экономических, образовательных, научных и др. Общество стало освобождаться от идеологических барьеров, теория и практика образования получили возможность свободно мыслить и действовать, стали четко определяться приоритеты, ценности, парадигмы во имя человека, во имя его потребностей, интересов, способностей и склонностей.
В это время О.С. Гребенюк совместно с Т.Б. Гребенюк и рядом их учеников и последователей начинают разрабатывать концепцию педагогики индивидуальности (также как и другие отечественные ученые, получившие возможность приобщиться к созданию и развитию гуманистической парадигмы образования). Начало этому научному направлению положила мысль о том, что идеи И. Канта, К.Д. Ушинского, Н.А. Бердяева, экзистенциалистов (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер) о человеке как самоценности, наконец-то, могут быть воплощены в современных условиях, когда система образования деидеологизирована, и каждый ребенок, каждый учитель может почувствовать себя субъектом педагогического процесса. Постепенно сложился подход к рассмотрению индивидуальности человека как такой психологической характеристики, которая отражает не только субъектность (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), но и те психические свойства, которые определяют
эту субъектность.
Изучение научных трудов, содержащих взгляды и подходы отечественных ученых к педагогическому процессу, сложившиеся за последние двадцать лет, позволило установить ряд факторов и условий их создания и развития. В качестве основных выступили социальные и психолого-педагогические факторы.
Социальные факторы:
1) избавление общества и, прежде всего, отечественной системы народного образования от коммунистической идеологии, сделавшей педагогическую науку чуть ли не самой консервативной.
Деидеологизация системы образования послужила основанием к пересмотру сложившихся в педагогической теории и практике взглядов и подходов. «Создавая педагогические концепции, ученые и педагоги-практики как бы стремятся ответить на вызовы, которые изменившаяся действительность посылает образованию в эпоху серьезных политических, социальных, экономических перемен. Концепции проектируют различные варианты выхода образования из кризиса и обретения им нового качества» [8, c. 4]. Начало ХХI века характеризуется как период бурного расцвета творчества педагогов, появления огромного количества идей, концепций, технологий обучения и воспитания, направленных на укрепление и реализацию новой гуманистической парадигмы образования. В это же время закладываются основы концепции педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк);
2) развитие европейских интеграционных процессов в образовательном пространстве и включение России в Болонский процесс.
Сегодня глобализация начинает проникать в образовательную сферу, способствуя интеграции национальных образовательных систем. Наиболее заметна эта тенденция в Европе, которая с 1999 г. живет под знаком Болонского процесса. Этот процесс направлен на расширение доступа к европейскому образованию и, следовательно, на повышение его конкурентоспособности. Болонский процесс также способствует сближению европейских стран посредством расширения связей между университетами и повышением мобильности студентов и преподавателей. Таким образом, на этом этапе европейская интеграция выходит за рамки политики и экономики и вторгается в образовательную сферу, все более способствуя формированию европейской идентичности.
Значение Болонского процесса для российской системы образования мы видим не только в том, что Болонская декларация предусматривает введение двухступенчатого (двухциклового) высшего образования, первый цикл которого ориентирован на приобретение компетенций исполнительского типа, отражающего потребности сохраняющегося значительного уклада индустриального общества, а второй – на развитие творческих способностей. Огромное влияние Болонской декларации выразилось в кардинальном изменении парадигмы высшего образования, предусматривающей переход от обучения в формате «teaching» к формату «learning». По словам заместителя министра образования Российской Федерации Л. Гребнева, теперь уже не человека учат, а человек учится. В рамках этой парадигмы человек учится всю жизнь, а мы ему помогаем, но лишь частично, в границах целесообразности и его личной заинтересованности [21]. Ясно, что в этом процессе развитие психических возможностей человека играет первостепенную роль. Поэтому можно считать, Болонский процесс явился стимулом активных исследований в области психологических особенностей студенческой молодежи, психологических аспектов профессионального становления личности в системе вузовского обучения и др. К этому периоду можно отнести, в частности, исследования в области индивидуальности студентов и формирования ее в процессе обучения, выполненные Ю.П. Поваренковым, Л.В. Меньшиковой, Можаром, С.П. Клячиным, С.В. Петровым и др.;
3) новые требования общества к выпускникам учебных заведений, к педагогическим кадрам, отражающие направленность на формирование свойств и качеств специалиста, позволяющих ему осуществить самореализацию, самоопределение.
Психолого-педагогические факторы:
1) разработка и обоснование новых педагогических целей в соответствии с гуманистической парадигмой образования. Если ранее высшей целью считалась цель, более всего соответствующая потребностям общества и государства (определяемая по телеологическому признаку), то в связи с деидеологизацией теории и практики образования разработка педагогических целей стала возможна и необходима по признаку существования и развития индивидуальных психических и личностных качеств.
С точки зрения объективных тенденций развития педагогики разработка педагогических целей должна осуществляться в двух аспектах: с позиций объективно заданного социального заказа, отражающего общественные потребности в определенной личности и индивидуальности (телеологический аспект), и с позиций субъективно заданного, диктуемого особенностями и потребностями развития собственно человека (аспект существования). Отсюда главная цель современной школы – обеспечить каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе;
2) новое осмысление в новых условиях принципа индивидуализма. Он приобретает аксиологическую направленность на индивидуальное развитие человека как на цель и на общечеловеческие ценности как основные координаты современного образования. Новейший аксиологический подход заключается в отказе от противопоставления индивидуализма коллективизму. Индивид, принимая ценность собственной независимости и свободы, должен признавать и ценность самого сообщества, в котором живет. Ему необходимо соединить принципы индивидуализма и коллективизма в интегрированный императив своего существования в социуме [17, с. 6–7].
3) существенный поворот педагогической науки и практики к психологии человека. Актуализация потребности современного общества и каждого человека в психолого-педагогических знаниях, а также тенденции развития образования таковы, что необходимо создавать условия для получения каждым человеком информации с тем, чтобы помочь ему в раскрытии его внутренних потенций, в движении по пу-
ти самореализации.
Тесная связь психологии и педагогики естественна в своей сути. Объединение этих наук вполне оправдано, когда речь идет о практическом использовании психологии в педагогических целях. Более того, чтобы человек как индивидуальность прогрессировал, он должен овладевать психологической культурой. Для этого нужно передавать такую культуру все новым и новым поколениям;
4) активизация инновационных процессов в педагогической теории и практике. Освободившись от жестких инструкций и рамок, педагоги стали активно искать новые способы обучения и воспитания, разрабатывать оригинальные концепции, технологии, создавать учебники и учебные пособия, отличающиеся развивающей направленностью. Ведущими современными концепциями воспитания, по словам Е.В. Бондаревской, стали концепции социального воспитания, основанные на идеях системно-социального проектирования; общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания, основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем; личностно-ориентированные культурологические концепции, основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах; личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания, основанные на идеях синергетического подхода [8]. По словам Е.В. Бондаревской, существовавшие до этого определения воспитания не отражали индивидуально-личностную направленность. С конца ХХ века ученые начинают активно отмечать в своих концепциях необходимость психологической и педагогической поддержки индивидуальности, самобытности личности;
5) реформы народного образования. В начале 90-х годов прошлого века в системе образования сложилось явное противоречие между инновационными процессами, ведущими к преобразованию массовой школьной практики в инновационные виды и типы учебных заведений, и классической, традиционной знаниево-просветительской педагогической парадигмой, сдерживающей, тормозящей эти процессы. Именно это противоречие, по мнению многих отечественных ученых, и обусловливает особенность состояния образовательной ситуации в России тех лет, приведшее ее к глубокому реформированию. Это был период значительного потока реформ! Переход к двенадцатилетней средней школе, введение Единого государственного экзамена и многие другие новации были ориентированы на повышение образовательного уровня, повышение престижа российской школы, укрепление связи средней и высшей школы в рамках создания системы непрерывного образования и др. Не последнюю роль в этом играет усиление развивающей функции обучения и активное внедрение в массовую практику теории развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), серьезно модернизировавшей начальную школу. Практика убедительно показала состоятельность этой новации и ее перспективность, что мы связываем с проблемой развития психических сфер учащегося как одной из актуальных современных проблем педагогики, требующей серьезных активных поисков в рамках педагогики индивидуальности.
Говоря о факторах становления педагогики индивидуальности, нельзя не отметить и субъективные факторы: увлечение профессора О.С. Гребенюка философской литературой, содержащей мысли о человеческой сущности, о предназначении человека [14, 29, 30, 47 и др.]; его солидный педагогический опыт работы в школах и средних ПТУ в качестве учителя физики; его профессиональная научно-исследовательская деятельность в НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР в течение десяти лет; научное руководство диссертационными исследованиями соискателей и аспирантов (под его научным руководством защитили свои диссертации 44 человека); руководство коллективом кафедры педагогики и психологии с 1988 по 2003 гг., ставшим коллективом единомышленников в становлении и развитии концепции педагогики индивидуальности, претворявших эти идеи в работе со студентами и педагогами различных образовательных и социальных учреждений.
В данном пособии предлагаются ответы на следующие вопросы: что представляет собой педагогика индивидуальности? Почему ее можно рассматривать как инновационное явление в образовательной системе? Каким образом эта теория соотносится с существующими современными концепциями? Каковы технологии реализации данной теории на практике?
В пособии использованы не только научные труды основателя педагогики индивидуальности профессора О.С. Гребенюка, но и монографии, статьи, диссертации его учеников и единомышленников, продолжающих дело своего Учителя.