Исследования В.М. Рихтера, Я.А. Чистовича, Г.Н. Сперанского, Т.С. Сорокиной, М.Б. Мирского и других учёных достаточно полно отражают деятельность медицинских работников в историческом аспекте. Однако исследователями не делался акцент на изучение исторических основ нормативного закрепления и регулирования деятельности медицинских работников. В Древней Руси основное место занимала языческая форма врачевания, связанная с мифологическими мотивами. Главными врачевателями являлись волхвы (жрецы). В рамках политеизма врачевание понималось как чудесный дар, ниспосланный человеку свыше. Оно преимущественно заключалось в умении понимать таинственный язык обожествляемой природы, наблюдать и истолковывать её явления и приметы, молить и заклинать языческих богов. «Киево-Печерский патерик» (агиографический источник – сборник рассказов о жизни монахов-врачевателей Киево-Печерского монастыря) содержит первые конкретные сведения о врачебной этике на Руси в XI-XII веков: врачеватель должен был быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выполнять самые черные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии. Уже в XV веке при дворе Московских князей были врачи, приглашенные из западных стран. Софийская летопись 1485 г. упоминает о «немце Онтоне», который был зарезан под мостом «как овца» за неудачное лечение. В 1490 г. печальная участь постигла еврейского врача Леона, казненного за безуспешное лечение сына Ивана III. Положение врачей было незавидным, так как в случае неудачного лечения они могли поплатиться собственной жизнью. Врачеватели на Руси не были защищены законодательной базой и целиком зависели от пациента, в роли которого чаще всего выступала княжеская или боярская семья. Однако постепенно с годами положение врача укреплялось, особенно при царском дворе, ведь обратиться к его услугам могла только сановная особа.
Потребности экономического развития Российского государства, постоянная угроза военного нападения извне способствовали возникновению зачатков государственной медицины. В связи с этим в 1620 г. был создан Аптекарский приказ, ставший высшим органом медицинского управления в Московском государстве. В обязанности этого приказа входило лечение царя, его семьи и приближенных. В середине XVII века Аптекарский приказ из придворного учреждения превратился в общегосударственное. В 1690 г. был издан Указ царей Ивана и Петра Алексеевичей «Об улучшении постановки аптечного и медицинского дела в Аптекарском приказе». В нём отмечалось, что доктора, и аптекари не имеют между собой доброго согласия, «безо всякой причины» между ними наблюдаются часто «вражда, ссора, клевета и нелюбовь». Для наведения должного порядка в медицинском деле и в аптеках Указ предписывал каждому доктору и аптекарю принимать присягу и клятву. В 1654 г. при Аптекарском приказе открыта Школа русских лекарей. В XVII веке в русской медицине произошли некоторые качественные и количественные сдвиги. Лекари стали состоять на государственной службе» со всеми вытекающими от этого правами и обязанностями. По мнению П.В. Посникова (одного из первых докторов медицины) врач – это престижная и почётная профессия в России того времени.
В ХVШ веке (1775 г.) по указу императрицы Екатерины II произошла реформа гражданского управления. В стране появилась так называемая приказная медицина. Основную работу по ее практической реализации осуществляли врачи, находящиеся на государственной службе в губернских больницах. Лечебный процесс осуществлялся бесплатно лишь для бедных и неимущих, остальные обрившиеся за медицинской помощью должны были платить умеренно.
В середине ХIХ века, в эпоху великих реформ императора Александра II, возникла земская медицина. Эта форма медицинской помощи не имела аналогов в мире, завоевала признание и авторитет, стала национальным достоянием. По образцу земской медицины была создана и действовала городская медицина. Положительное значение для развития земской медицины имел тот факт, что земские врачи как специалисты пользовались высоким авторитетом и самостоятельностью в реализации решаемых задач. Они могли влиять на принимаемые административные решения в области здравоохранения. Земский врач воспринимался как «врач всего населения и должен быть стражем и печальником его санитарных нужд; он их изучает, а потому не только прописывает рецепты, но и регистрирует. Он – врач общества, служитель общего блага, радетель широких народных нужд». Социальный статус городских врачей на первых порах был заметно ниже земских. Их значение не выходило за рамки положения наемных служащих городских управлений. Часто врачей не приглашали даже на заседания, посвященные медико-санитарным проблемам. Земскую медицину часто называли «общественной» – она служила всему обществу. Первоначально земства брали плату за лечение в больницах и амбулаториях. Принцип бесплатности больничной помощи стал одним из основополагающих в земской медицине, он означал бесплатную амбулаторную помощь с бесплатной выдачей лекарств и лечебных пособий, бесплатное лечение в больницах – участковых, уездных, губернских, бесплатную хирургическую помощь и родовспоможение, бесплатное проведение всех мероприятий против инфекционных болезней и проведение различных санитарных мер. Эта помощь была бесплатной для пациента, но не для врача, который имел весомый нормативно-закрепленный статус. Хочется отметить, что основанием для введения бесплатной медицинской помощи были не только общегуманные соображения, но и практические наблюдения врачей о том, что установление какой-либо, даже минимальной платы за лечение снижает обращаемость за медицинской помощью, а это лишает врачей возможности своевременно выявлять инфекционных больных и эффективно бороться с эпидемиями.
На основании "Уложения о наказаниях" 1885 г. в Российском государстве врачи не могли быть привлечены к ответственности, в том числе уголовной, даже при серьёзных дефектах диагностики и лечения, приведших к летальному исходу. В соответствии со ст. 870 "Уложения о наказаниях" "…….когда медицинским начальством будет признано, что врач, оператор, акушер или повивальная бабка по незнанию своего искусства делает явные, более или менее важные в оном ошибки, то им воспрещается практика, доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела. Если от неправильного лечения последует кому-либо смерть или важный здоровью вред, то виновный, буде он христианин, передается церковному покаянию по распоряжению своего духовного начальства". Врачебные дела в тот период времени направлялись для оценки во врачебные управы или в медицинский совет, которые и решали вопрос о привлечении врача к ответственности. Общей тенденцией того времени было то, что врачевание в силу своей исключительно гуманной направленности не может относиться к уголовно наказуемым деяниям.
Исторические изменения государственного строя России (1917 г.) затронули все слои общества, и это не могло не отразиться и на положении медицинских работников. Они утратили статус государственных служащих и с этого момента не приобрели никакого иного статуса.