Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

1.2. Роль Федерального законодательства

Наиболее полно первые права и обязанности врачей в России были определены в Декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 1 декабря 1924 г. «О профессиональной работе и правах медицинских работников». Основой для его принятия послужил Декрет от 13 декабря 1923 г. «О мерах улучшения положения лечебно-санитарного дела», где тогдашнему Наркомздраву совместно с ВЦСПС предлагалось принять меры к улучшению положения медицинских работников. Декрет 1924 г. установил важные профессиональные права медицинских работников (врача, зубного врача, фельдшера, акушерки, фармацевта и медицинской сестры) закрепил их право на профессиональную деятельность (определил порядок проверочного испытания для лиц, не занимавшихся профессиональной деятельностью более пяти лет) в условиях существующей государственной системы охраны здоровья, отрегулировало вопросы допуска к занятию медицинской деятельностью (перечень документов, послужных и медицинских списков) установил общие начала ответственности работников здравоохранения. Этот Декрет с изменениями и дополнениями действовал вплоть до 1 июля 1970 г., когда его сменили принятые Верховным Советом СССР 19 декабря 1969 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении. Принятие Основ в то время было, несомненно, прогрессивным шагом в деле кодификации законодательства о здравоохранении. Однако общедекларативные формулировки этого законодательного акта не позволяют считать его основным в определении правового положения и статуса врача. Так, например, в соответствии со статьёй 14 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении основные профессиональные права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, а также предоставляемые указанным работникам льготы устанавливаются законодательством Союза ССР и законодательством союзных республик, а по отдельным специальностям – Министерством здравоохранения СССР. Законы же о здравоохранении союзных республик, в свою очередь, дословно воспроизводили текст союзного закона. Т.е. существовал некий замкнутый круг и правовой вакуум, который заполнялся ведомственными Приказами, Инструкциями и Правилами. В 1988 г. действовало около 5000 ведомственных нормативных актов, утвержденных Министерством здравоохранения СССР. И не один из них не определял правового положения врача. Сложилась ситуация, исходя из которой деятельность медицинского персонала регулировалась ведомственными приказами, а не законами. И осуществление врачебной деятельности регламентировалась больше этическими нормами, нежели законодательными.

Принятие Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 вновь не восстановило статус врача в России. Хотя законодательные, исторические и политические предпосылки для этого имели место быть. Нормативно закреплённый путь, который должен пройти специалист, для осуществления профессиональной деятельности в качестве медицинского работника установлен в ст. 54 Основ. Так, право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Программа подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием лечебного профиля занимает 6 лет. Сертификат специалиста выдаётся на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура 3-4 года, ординатура – 2 года), или (в редких случаях, для лиц, закончивших ВУЗ до 1998 года) дополнительного образования (повышение квалификации от 1 до 3 месяцев, специализация – около 6 месяцев), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Таким образом, подготовка специалиста лечебного профиля занимает, в среднем, 8-9 лет (хотя этот срок в течение профессиональной деятельности с учётом всех курсов и специализаций увеличивается до 15 лет). Экзамен на подтверждения сертификата специалиста сдаётся 1 раз в 5 лет, т.е., если сертификат специалиста будет просрочен, то медицинский работник утрачивает право на занятие данным видом деятельности.

 Несомненным положительным моментом явилось то, что в Основах определена ответственность медицинских работников осуществляющих свою деятельность в период обучения. Так, врачи в период их обучения (интернатура, ординатура, аспирантура, специализация) в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

Законодатель довольно жёстко установил ограничения для лиц, не занимавшихся своей профессиональной деятельностью. Врачи, не работавшие по своей специальности более пяти лет (возврат к Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 1 декабря 1924 г. «О профессиональной работе и правах медицинских работников»), могут быть допущены к практической медицинской деятельности только после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Таким образом, ценность человеческой жизни в нашей стране нормативно подкреплена высокими требованиями, предъявляемыми к лицам, осуществляющими медицинскую деятельность в Российской Федерации.

Статьёй 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантировано 41 ст. Конституции РФ. Однако права пациентов реализуются не только надлежащим исполнением своих обязанностей всем персоналом медицинских учреждений, но и государственным обеспечением прав и свобод человека и гражданина, в том числе и медицинских работников. В настоящее время в соответствии со ст. 63 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 медицинские работники в Российской Федерации имеют право на 8 законодательно закреплённых прав (работа по трудовому договору, получение квалификационных категорий, совершенствование своих профессиональных знаний и т.д.) которые явно не соответствуют профессиональным требованиям, предъявляемым законодателем к медицинским работникам и не отражают весь груз ответственности лежащий на их плечах.

Возможно, возникнут возражения – а зачем устанавливать статус врача, ведь он же не является хозяйствующим субъектом, за него всю ответственность в соответствии со ст. 1068 Гражданского кодекса РФ несёт работодатель. Но если человек его права и свободы – это высшая ценность для РФ, то почему профессиональная деятельность специалистов, стоящих на охране самого дорогого, что дано каждому из нас с момента рождения – здоровью, не должна быть нормативно закреплена с определением их правового статуса. Кроме того, наиболее частый вид ответственности для медицинских работников – это уголовная ответственность. И в этом случае субъектом выступает не медицинское учреждение, а физическое лицо – конкретный медицинский работник.

Установление статуса государственных служащих для работников, занятых в сфере здравоохранения, внесение изменений в Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 либо принятие закона «О статусе медицинских работников» является наряду с предпринимаемыми государством мерами действенным механизмом реализации прав пациентов и медицинского персонала. Их, как представляется, можно разделить на основные права и обязанности и дополнительные. В 90-х годах прошлого столетия доктор юридических наук Гладун З.С. предлагал для установления правового статуса советского врача ввести три группы таких прав и обязанностей: основные, специальные и должностные. При этом предполагалось закрепить основные права и обязанности в Федеральном законе, специальные – в Приказах Минздрава СССР, должностные – в должностных инструкциях медицинского персонала. Представляется, что в настоящее время необходимо закрепление всех прав и обязанностей именно в Федеральном законе, так как только это сразу позволит разрешить проблему правового вакуума врачебной деятельности, а не делегировать решение этого вопроса на ведомственном уровне. Именно эту позицию отстаивает заведующий кафедрой медицинского права Московской медицинской академии член-корр. РАМН, заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук профессор Ю.Д. Сергеев. В своей монографии «Юридические основы деятельности врача» им сделан акцент на определении правового положения врача в именно Федеральном законе.

К основным правам в будущем Федеральном законе следует отнести право на независимость, несменяемость при осуществлении профессиональной деятельности, право на льготную пенсию при непрерывном трудовом стаже 20 лет и более, право на защиту и страхование от «врачебных» ошибок и работу в пределах установленной продолжительности рабочего времени с разработанным механизмом их реализации. К числу основных обязанностей следует отнести оказание медицинской помощи везде и всегда лицам, нуждающимся в этом вне зависимости от их гражданства и социального статуса, ведомственной принадлежности, обязанность хранить врачебную тайну, принимать участие в освидетельствованиях и экспертизах, проводимых по требованию компетентных государственных органов, в частности органов следствия и дознания, суда. Дополнительные права должны быть установлены в зависимости от профессиональной принадлежности медицинских работников (для лиц хирургического и терапевтического профиля, лиц, осуществление деятельности которых связано с работой с профессиональными вредностями и особым контингентом больных) такие как право на досрочную (при непрерывном профессиональном стаже 15 лет и получении профессионального заболевания) пенсию, льготное санаторно-курортное лечение, отпуск в удобное для них время. Дополнительные обязанности также должны быть связаны с профессиональной деятельностью работников – такие как соблюдение правил асептики и антисептики, санитарно-эпидемиологического режима, прохождение медицинских осмотров в установленные сроки, повышение квалификации 1 раз в 2 года за счёт средств работодателя.

Подведём некоторые итоги. Исторические предпосылки для нормативного закрепления правового статуса медицинских работников и, прежде всего врачей, на сегодняшний день являются общепризнанными. Развитие Российского государства, совершенствование законодательной базы в целом установило приоритет прав человека и гражданина как высшей ценности для нашего общества. Исходя из этого нормативное закрепление статуса медицинских работников, которые стоят на охране здоровья человека является жизненной необходимостью для РФ. В законодательном закреплении положения врача в РФ лежит Конституционный принцип реализации человеком и гражданином своего права на получение реальной медицинской помощи.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы исторические предпосылки установления правового статуса врача в России?

2. Каковы социальные основы оказания медицинской помощи в России?

3. Бесплатная медицина – правовые и социальные основы.

Рекомендуемая литература:

1. Сорокина, Т.С. История медицины [Текст]. – М, 2006. – 560 с.

2. Мирский, М.Б. Медицина России X-XX веков [Текст]. – М, 2005. – 632 с.

3. Общественное здоровье и здравоохранение. [Текст]: учебник / отв. ред. В.А. Миняева – М.: «МЕДпресс – информ», 2003. – 520с.


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674