Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

1.4. Основные разделы философии

В философии выделяют такие разделы как: историю философии, онтологию, диалектику и метафизику, гносеологию или теорию познания, философскую антропологию, философию общества или социальную философию, аксиологию – учение о ценностях, а также философию морали, этику, философию искусства, эстетику, философию права, политики и идеологии, философию науки и техники, философию религии, философию культуры и цивилизации, философию глобальных проблем современности. Иногда рассматриваются как разделы философии логика и психология, имеющие самостоятельный статус, а также другие смежные дисциплины, вышедшие из философии, такие как праксеология и другие философские дисциплины.

Изучение философии начинаем с истории философии. Это наука о становлении, развитии и критическом анализе философских учений, их основных этапов, направлений и школ. История философии до настоящего времени – основа фундаментального философского образования. Особо следует отметить также, что ведущие представители важнейших философских направлений в XX в. стали авторами специальных, фундаментальных историко-философских сочинений: В. Винделъбанд, П. Наторп, Э. Кассирер, В. Дильтей, К. Ясперс, Б. Рассел, Э. Гуссерль и многие другие. В России большое внимание изучению истории философии уделяли А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, А.Н. Чанышев, русские философы – эмигранты В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский. В Казахстане историю философии изучали
А.Х. Касымжанов, О. Сегизбаев, А. Касабеков, Ж. Алтаев, Г. Есим, Е. Омаров, Г. Соловьева и другие7.

История человечества подобна калейдоскопу. Часто только через небольшое отверстие, которое представляет собой случайно сохранившийся артефакт культуры, перед нашим взором предстают картины тысячелетий одна прекраснее другой. Малейший поворот и уже другая картина, а прежняя вряд ли повториться и воспроизвести ее невозможно. К сожалению, человечество не очень бережно относится к сохранению наиболее ценных своих реликвий. Сохранившиеся крохи минувших цивилизаций не всегда адекватно отражают реальные картины глубины веков. Нередко потомкам становятся известны вовсе не шедевры, а второстепенные образцы культуры, не имеющие особой ценности. Более того, наверняка нам не известны и вряд ли станут когда-либо известными многие уникальные цивилизации. Однако совместными усилиями ученых различных наук порой счастливо приоткрывается завеса далеких веков и радость сопричастности к истории наших предков одаривает нас. Таким калейдоскопом является история философии и с ней не может сравниться никакая другая наука в воспроизведении многоцветной палитры человеческой мудрости. Подобно бесконечному детективному сериалу разворачивает она хитроумную сеть теорий. Ни в одной из наук нет такого количества мудрецов противостоящих друг другу и, каждый из них утверждает, что именно его позиция ближе всего к истине. Как правило, наиболее знаменитые философы имели оппонентов не только среди своих современников, но и среди своих учеников. В истории философии известна полемика между Сократом и софистами, Платоном и Аристотелем, Лао-Цзы и Конфуцием, Гегелем и Шопенгауэром.

Как особая область исследования история философии зарождается в глубокой древности. Еще античные мыслители, такие как Платон, Аристотель, Диоген Лаэртский, Секст Эмпирик пытались критически осмыслить предшествующие философские теории и учения. Первую наиболее глубокую по своему содержанию историю философии составил Аристотель в «Метафизике». Он, насколько это было возможно, дал объективную характеристику философским взглядам и учениям своих предшественников и современников. Вместе с тем его философская система включала, по определению самого Аристотеля, «первую философию», чья задача – изучать «первые начала и причины», а термин «метафизика» ввел Андроник Родосский
(1 в. до н.э.), систематизатор произведений Аристотеля, назвавший так группу его трактатов о «бытии самом по себе». Доксографы Диоген Лаэртский и Секст Эмпирик описывали учения античных мыслителей, приукрашивая их различными анекдотами из жизни философов. Средневековые христианские и арабоязычные систематизаторы главное внимание уделяли комментариям основных трудов античных философов. С появлением университетов, в них начинают преподавать наряду с теологией курсы по истории философии, в большинстве своем отличающиеся описательностью и эклектикой. В 16–18 веках историко-философские исследования публиковались на латинском, а также на французском, английском и немецком языках. Это были комментарии или полемические трактаты, отражающие борьбу течений в философии.

Поворотным пунктом в истории западноевропейской философии явились труды представителей немецкой классической философии, для которых история философии стала необходимым разделом. Особое значение имели «Лекции по истории философии» Гегеля, который считал, что каждая философия есть самосознание исторически конкретной эпохи, с ее историческим содержанием и в то же время неизбежной ограниченностью. При переходе к другой исторической эпохе предшествующие учения, освобожденные от исторической ограниченности, воспроизводятся и усваиваются последующими философскими учениями. Тем не менее, Гегель, рассмотрев всю предшествующую философию, пришел к выводу о том, что она только и существовала как история философии для того, чтобы ее увенчала его гегелевская философская система, как заключительное звено философской истины. По мнению исследователей: «У Гегеля история философии не только превратилась из факультативной пропедевтики к изучению философии в необходимую и существенную ее часть, но и возвысилась в статусе от исторической науки до философской, впервые превратившись в «философию истории философии»8.

Однако это вовсе не значит, что Гегель свел предмет и содержание философии к истории философии, как это понимают некоторые авторы, провозглашающие «подход к истории философии как единственно истинной философии»9. Правда, вслед за Гегелем и М. Хайдеггер утверждал, что «школьное» деление на систематическую философию и историю философии является ложным и бесперспективным: «Разделение систематической философии и исторического изложения в самом существе неверно»10. В истории философии в разное время и в разных странах неоднократно декларировали о завершении философии: провозглашался то «конец философии», а то и ее «смерть». Говорили о прекращении философствования и в России (позитивисты XIX в., сторонники пролетарской культуры в XX в., затем некоторые постмодернистски настроенные писатели). Своеобразно высказался об этой проблеме в 1995 г. известный философ, историк философии А.В. Гулыга в работе «Русская идея и ее творцы». С его точки зрения, философия достигла своего предела. Но не в том смысле, что ей уже нечего сказать, а в том, что ее значение сегодня состоит лишь в овладении наследством. Философия в наше время существует только как история философии. «Философия – любовь к мудрости, сама мудрость, если хотите, а мудрость уже высказана, наша задача состоит в том, чтобы усвоить ее, истолковать, распространить, осуществить. Старая мудрость сегодня обретает свою жизнь». Так это или иначе, покажет будущее философии. В любом случае большинство мыслителей едины в том, что без истории философии не обойтись ни специалисту-философу, ни тому, кто готовит себя к профессиональной деятельности в любой из отраслей научного знания, искусства, политики. Знание истории философии содействует более глубокому пониманию современных проблем.

Более того, на рубеже XXI в. все больше утвердилось мнение не только о возможности, но и необходимости выделения особого раздела – истории философии. Опубликованы учебники и учебные пособия, в которых история философии занимает первостепенное положение11. Видимо следует согласиться с мнением Ф. Энгельса, что изучение истории философии – это лучшая школа теоретического мышления. Поэтому философски мыслить предпочтительнее начинать с изучения истории философии.

Ни одна из наук не имеет такого разнообразия школ, направлений и типов философствования как история философии. Чаще всего такое деление условно. Например, принято выделять западную и восточную философию, но почему-то нет ни северной, ни южной философии? Хотя народы и северных, и южных стран довольно успешно проявили себя как умеющие и любящие философствовать. Причем, принято подчеркивать приоритет западной философии, в связи с ее экстравертностью – внешней активностью человека, а философию Востока рассматривать как «ущербную» из-за ее интровертности – направленности вовнутрь духовного мира. Западная философия обычно характеризуется как рациональная, прагматическая, а восточная – преимущественно эмоционально-духовная, созерцательная, что также мало соответствует их подлинному содержанию. Видимо, во многом был прав Мераб Мамардашвили утверждавший, что «не существует никакой западной и восточной философии». Но с целью анализа особенностей тех или иных учений и философских школ такое деление не только допустимо, но
и необходимо. Философия существует только одна, а рассуждать о философских проблемах можно и в понятиях восточной, и западной философии.

С какого момента можно говорить о появлении истории философии? Некоторые авторы считают, что история философии как особый раздел зародилась вместе с самой философией и воплотилась уже в первых размышлениях древних мыслителей о своих предшественниках. Например, Аристотеля считают одним из первых историков философии, поскольку в его «Метафизике» имеются экскурсы в историю мысли. Началом истории философии можно также считать появление компилятивные сочинения Диогена Лаэртия (Лаэртского) (1-я пол. 3 в.) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» в 10 книгах. Хотя в нем множество полезных эмпирических данных об античной философии преобладает над концептуальностью, но все же это сознательный подбор материала из области прошлого философии. Работу Диогена Лаэртского принято относить к истории философии с той оговоркой, что это, прежде всего, доксография – «описание мнений». Аналогичный подход относительно прошлого философии отмечается и у таких мыслителей древности, как Секст Эмпирик, Цицерон, Тертуллиан, Стобей и др. Одно из первых обоснований необходимости истории философии мы можем найти у Аристотеля, который в «Метафизике» (IV в. до н.э.) объяснил это следующим образом: «…привлечем также и тех, кто раньше нас обратился к исследованию существующего и размышлял об истине. Ведь ясно, что и они говорят о некоторых началах и причинах. Поэтому, если мы разберем эти начала и причины, то это будет иметь некоторую пользу для настоящего исследования; в самом деле, или мы найдем какой-нибудь другой род причин, или еще больше будем убеждены в истинности тех, о которых говорим теперь».

Не сложилась история философии как самостоятельная дисциплина и в средние века. Расцвет историко-философского знания приходится лишь на Новое время. Философия, по словам Б.Рассела, занимает Ничейную Землю между научными знаниями и догматами теологии и пытается ответить не вопросы, ответы на которые не найдешь ни в лаборатории, ни в церкви: Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя?.. Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель?.. Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслужить высокие оценки?.. Существует ли такая вещь как мудрость, или же то, что представляется таковой, просто максимально рафинированная глупость?.. В отличие от науки, которая преимущественно отвечает на вопросы «почему?», «как?» и «откуда?», философия стремится к универсальности суждений и отвечает на вопросы типа «зачем?» и «для чего?».

Вопрос о зарождении и последующем развитии философии народов Евразии является одним из наименее разработанных в истории философии. Традиционно преобладает точка зрения, что восточная философия имеет три основные ветви: китайскую, индийскую и арабоязычную. Причем в западноевропейской истории философии утверждалось, что восточная
философия имеет преимущественно нравственно-созерцательный характер, в ней преобладает пессимизм и инертность, а поэтому более низкий уровень абстрактного философствования. В связи с этим народы делились на авангардные или согласно терминологии Л. Гумилева, пассионарные и оставшиеся на обочине культурной цивилизации. Так, например, даже в отношении признанных восточных культур Египта и Вавилона принято считать, что здесь не получили развития ни наука, ни философия. Потому, что в Египте религиозная философия в основном была направлена на объяснение жизни после смерти, а в Месопотамии она больше интересовалась достижением благоденствия в этом мире, и поэтому на первом месте стояли астрология, колдовство и предсказания. Во-первых, такая трактовка генезиса философии Востока отказывает в философском мышлении не менее древним народам, заселявшим огромные пространства Евразии от Китая до Сибири и от Байкала до Дуная. Во-вторых, противоречить фактам взаимодействия и взаимовлияния народов в процессе их Великого переселения и, особенно, в период «осевого времени».

Со времен Геродота противоречие межу Западным и Восточным миром осознается как исконная и вечная противоположность, являющая себя во всех новых образах. Эта противоположность нередко рассматривается как несовместимая полярность. Так, известный писатель Киплинг, создатель образа Маугли, выразил эту мысль в формуле: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток и никогда им не сойтись вместе». Однако, внимательное изучение взаимодействия народов Запада и Востока, их культуры, в том числе философии, позволяет утверждать, что Запад никогда не обходился и не сможет обойтись без Востока. Восток остается равнозначный, вызывающий восхищение силой, как политической, так и духовной мощью сосредоточием знания. «Своеобразие же восточной философии, состоит в том, что здесь не было жестких, зафиксированных, устойчивых типов философии, а потому неверно применять критерии, вытекающие из новоевропейского способа философствования»12. Евразийская философия занимает срединное место между западной и восточной философиями. Это философия этносов, считающих Евразию своим «месторазвитием», а «мы можем рассматривать Евразию не только в географическом аспекте, но и в этническом как единое целое, достаточно устойчивое, чтобы отторгать внешние элементы»13. По словам П.Н. Савицкого: «над Евразией веет дух своеобразного «братства народов», имеющих свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов»14. Поэтому евразийская философия имеет самостоятельный голос в диалоге современных школ.


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674