Эпоха Возрождения (фр. Ренессанс) выдвинула в период XV–XVI вв. совокупность философских учений, в центре которых был не бог, а человек. Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» – благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.
Начало и конец философии эпохи Возрождения можно обозначить двумя фигурами – Петрарки и Кампанеллы. Наиболее разностороннее развитие философия Возрождения получила в творчестве как итальянских гуманистов таких как Петрарка, Лоренцо Валла, Леонардо да Винчи, Галилей, Макиавелли, Кампанелла, так и других народов как англичане Шекспир и Томас Мор, поляк Коперник, голландец Эразм Роттердамский и другие.
Огромное влияние на развитие философии Возрождения оказала античная культура. Философия эпохи Возрождения является возрождением античной культуры, «погребенной», «умерщвленной» эпохой средневековья. Вместо Аристотеля, символизирующего схоластическую философию, искаженного в средние века, на первый план для ренессансных мыслителей выходит творчество Платона. Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители – Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно – делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя – наряду с античной и библейско-евангельской традицией – сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с началом нового, экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер.
Валла Лоренцо (1407–1.8.1457) известен своим сочинением «Об истинном и ложном благе». Работа представлена в форме диалога и состоит из трех книг. В центре работы – дискуссия о высшем благе между стоиком, эпикурейцем и христианином. Полемика происходит не столько со стоиками, сколько с христианами. В самом облике стоика можно найти черты средневекового монаха. В средние века взгляды Эпикура были признаны безбожными, а этика, проповедующая наслаждения, считалась безнравственной. Сочинение Л. Валлы – аргументированная апология этических воззрений Эпикура. Для Валлы сама природа сделала доступными для себя наслаждения и одновременно дала и сформировала душу, склонную к ним. Природа предложила людям многие блага, и наше дело – уметь хорошо пользоваться ими. Наслаждение является благом, которого ищут повсюду и которое заключается в удовольствии души и тела. Под удовольствием понимается «радость в душе от сладостного волнения и удовольствие в теле». Высокая нравственность есть благо, смысл которого заключается в добродетелях и которое желанно ради него самого, а не ради чего-то другого. Структура удовольствий выглядит у Валлы следующим образом:
1) блага внешних вещей;
2) блага тела;
3) душевные блага.
Кузанский Николай (1401–1464) учился в Гейдельбергском, Падуанском и Кельнском университетах, с 1423 г. доктор канонического права, с 1448 г. кардинал, с 1450 – епископ, занимался математикой, астрономией, предложил реформу календаря, первым составил карту Центральной и Восточной Европы, автор многочисленных сочинений, среди которых «Об ученом незнании». В трактате «Об ученом незнании» (1440) содержатся основные идеи его учения: идея взаимосвязи всех природных явлений, идея совпадения противоположностей, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосме. Парадоксальность заголовка трактата – об «ученом незнании» не банальном незнании, а неведении особого рода, на фоне которого иное знание – просто мнение, а то и заблуждение. Вся система Кузанского держится на допущении понятия бесконечности, на диалектике
максимума и минимума: «Все это для тебя проясниться, если представишь максимум и минимум в количественном определении. Максимальное количество максимально велико, минимальное количество максимально мало; освободи теперь максимум и минимум от количества, вынесли мысленно за скобки «велико» и «мало», и ясно увидишь совпадение максимума и минимума: максимум превосходит все и минимум тоже превосходит все». Противоположности свойственны только вещам, допускающим превышающее и превышаемое; абсолютному максимуму они никак не присущи, он выше всякого противоположения.
Бруно Джордано (Филиппо) (1548–17.2.1600), монах-доминиканец. В 1584 г. выступил в Оксфордском университете с изложением и защитой взглядов Пифагора, Парменида и Анаксагора, опровергая с их помощью космологию Аристотеля. В итоге оксфордские схоласты добились отстранения Бруно от чтения лекций. 1586 г. После диспута по физике Аристотеля в Сорбонском университете, длившегося три дня, Бруно спешно покинул Париж ввиду начавшейся травли. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, Бруно отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров. Сторонник гилозоизма Бруно отожествлял бога и мир, считал, что природа является «богом в вещах». Он пошел дальше Коперника, высказывая идеи о бесконечности природы. Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника в работе «О бесконечном множестве миров Вселенной и мирах» Бруно высказал идеи о бесконечном множестве миров Вселенной. Основной целью философии, считал он, является познание не сверх природного Бога, а природы. В 1592 г. Бруно возвратился в Италию. Несколько месяцев он прожил в Венеции и Падуе, но 22 мая 1592 г. был схвачен инквизицией в Венеции и в январе 1593 г. отправлен в Рим, где после семилетнего тюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своих учений, 17 февраля 1600 г., был сожжен как еретик и нарушитель монашеского обета.
Значительное влияние на «переоценку ценностей» в эпоху Возрождения оказала Реформация (от лат. преобразование). Это общественное движение, направленное против католической церкви, возникло в Западной и Центральной Европе в 16 в. Начало Реформации положило выступление в 1517 г. в Германии Мартина Лютера против торговли индульгенциями. Доктор богословия Мартин Лютер выдвинул 95 тезисов против индульгенций. Он предлагал упрощенный вариант церковной жизни, который фактически подрывал основные установления католической церкви с ее иерархией духовенства. Отвергались католическое Священное предание и ведение службы на латинском языке, притязания папы на безгрешность, отрицались права церкви на землю, продажа индульгенций, необходимость соблюдения целибата (обета безбрачия). Реформация положила начало протестантизму. Это направление христианства объединило множество самостоятельных
течений, церквей и сект как лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и другие. Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, а число таинств было сведено к двум: крещению и причащению.