Феноменология – (от греч. – учение о феноменах). В XIX в. понятие феноменология связывалось, прежде всего, с «Феноменологией духа» Г.В.Ф. Гегеля: развертыванием диалектического процесса саморазвития духа, процесса, совпадающего с системой его самопознания и восхождения к абсолютному знанию в понятии. Иное значение понятие феноменологии приобретает в XX в., обозначая одно из ведущих направлений современной философской мысли.
Гуссерль Эдмунд (8.4.1859–27.4.1938), немецкий философ, основатель феноменологии и феноменологического движения, критически развивший основные идеи «дескриптивной психологии». В процессе творческой эволюции Гуссерль испытал влияние философских концепций Декарта, Лейбница, Юма, Канта, Больцано, Дильтея и другие. Формирование феноменологического учения Гуссерль начал в «Логических исследованиях» (1900/01 г.). Здесь феноменология мыслилась как необходимая подготовительная работа к созданию «чистой логики». Исследованиям по феноменологии и теории познания, содержащимся во втором томе этого труда, предшествовала проведенная в первом томе критика психологизма в логике, основанная на различении реального и идеального аспектов мышления. Гуссерль пытался воплотить в феноменологии идеал философии как строгой науки, отстаивая в полемике с натурализмом, историцизмом и др. видами релятивизма. Феноменологический метод – взаимосвязанное единство принципов и процедур сущностного исследования данностей первичного опыта – феноменов. Согласно Гуссерлю, феноменологический метод осуществляется исключительно в рефлексии сознания относительно собственной деятельности. Овладение рефлексией предполагает переход к особой теоретической позиции, которая получила название феноменологической установки. С помощью феноменологических эпохе и редукции мы получаем доступ к предметам исследования. Термин эпохе может переводиться как остановка, задержка, прекращение, удерживание. В учении Гуссерля это означает приостановку, неиспользование в феноменологическом опыте тех или иных верований и установок, прежде всего убеждения в независимом существовании трансцендентного сознанию мира. Эпохе обеспечивает возможность перехода от естественной установки к феноменологической установке. Феноменологическая редукция – это процедура освобождения чистого сознания
от «естественных» (на самом деле, поверхностных) установок – знаний, науки, схем, шаблонов типа: «я люблю, а не думаю, что люблю», «чувствую, а не думаю, что чувствую» .
Гуссерль утверждает, что европейские народы больны, да и сама Европа, как говорят, переживает духовный кризис. Европейская духовность, по его мнению, ведет свое начало от древнегреческой духовности VI-VII вв. до н.э. Именно там возникает новый тип установки по отношению к окружающему миру. Духовный облик Европы, считает Гуссерль, есть следствие имманентной телеологии ее исторической жизни на основа идей разума. При этом у всех европейских наций есть особое внутреннее родство духа, пропитывающее их все и преодолевающее национальные различия. Важно отметить вывод Гуссерля о том, что теоретическая установка коренится в предшествующей, бывшей некогда нормативной, установке и входит в стадию перстройки. По существу определенная установка является изначальной, определенный нормативный стиль составляет первичный образ исторического существования.
Гуссерль не избежал влияния европоцетризма, утверждая, что, например, у народов Индии тоже есть единство семейного родства, однако чуждого европейцам, но у них есть некое начало «заставляющее их европеизироваться, при всем их устойчивом стремлении сохранить свою духовную автономию, тогда как мы, если мы понимаем себя правильно, никогда не будем, к примеру, индианизироваться»39. Тем не менее, по мнению Г.Г. Соловьевой: «Несомненно, Гуссерль занимался медитацией, но своеобразной, используя хорошо разработанный терминологический инструментарий и последовательность определенных процедур. Он открыл поле чистого сознания, мост к иномирию и инобытию…Он словно протягивает руку Будде – через века. Но если для Будды состояние нирваны означает высшее, ни с чем не земным не сравнимое блаженство, то медитация Гуссерля носит отпечаток западного менталитета: феноменолог , достигающий единства своего индивидуального сознания с абсолютом, не предается тихой радости и счастливому покою, но спешит впитать все богатство идей, понятий, конструктов, чтобы на этой основе творчески созидать новые возможные миры»40.
В соответствии с этим принципом феноменологический опыт должен быть огражден от любых привносимых извне допущений, какими бы самопонятными, очевидными они не казались. Все, даже явное и простое, включая предпосылки самого феноменологического исследования, подлежит прояснению, приведению к самоочевидности. Только самоочевидный опыт, т.е. опыт непосредственной самоданности «вещей», свидетельствует
об истине и является законным источником познания. Феноменология претендовала на статус науки о «первоистоках» знания, выступающей в роли наукоучения по отношению ко всем частным наукам.
Аналитическая философия. Зарождение аналитической философии в начале ХХ в. связано с очередным кризисом метафизической философии и развитием идей «второго позитивизма» Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса – эмпириокритицизма, а затем неопозитивизма и постпозитивизма. Неопозитивизм – одно из основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Основные идеи восходят к эмпиризму и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм). Отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания (или языка – научного, философского, обыденного). Идеи неопозитивизма получили выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложился логический позитивизм. К неопозитивизму примыкал ряд представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен), упсальской школы в Швеции и др. В 1950-е гг. больший вес приобретает лингвистическая философия. Постпозитивизм – термин, обозначающий ряд философских концепций, возникших в 50–70-х гг. 20 в. в процессе критики неопозитивизма. К основным течениям постпозитивизма относят критический рационализм (К. Поппер), «научный материализм» (Д. Армстронг), прагматический анализ (У. Куайн, М. Уайт), концепции П. Фейерабенда и Р. Рорти, различные варианты философского реализма. Постпозитивизм нередко отождествляют с аналитической философией.
Основоположниками аналитической философии являются Бертран Рассел и Джордж Эдвард Мур. Рассел в соавторстве с А.Н. Уайтхедом подвел философский фундамент под математическую логику и предложил доктрину логического атомизма, развитую Витгенштейном; Мур подверг критике традиционную этику и идеалистическую метафизику. Подлинным же вдохновителем аналитической философии считается Л. Витгенштейн, автор труда «Логико-философский трактат».
Аналитическая философия – это, прежде всего философия языка. Весь мир видится сквозь призму языка. Традиционная философия, с точки зрения аналитиков (аналитических философов), возникла и существовала в силу несовершенства языка, а именно – многозначности его слов и выражений. Задача же настоящей философии состоит в том, чтобы построить идеальный язык, который благодаря своей однозначности устранит традиционные философские проблемы, точнее, псевдопроблемы (онтологические, гносеологические, моральные, эстетические и т.д.). В силу этого замысла аналитическая философия – это, прежде всего логико-философская доктрина, стремящаяся к формализации языка, придания ему совер-
шенства языка логических символов.
Рассел Бертран (18.5.1872–2.8.1970), английский философ и математик, внесший значительный вклад в развитие математической логики. Существенные результаты были получены Расселом в области символической логики и ее применения к философским и математическим проблемам. Важнейшая работа Рассела – «Начала математики» (в трех томах, опубл. в 1910–1913) была написана в соавторстве с А.Н. Уайтхедом. В этом труде предпринималась попытка обосновать тезис, что теоремы чистой математики следуют из принципов логики, а понятия математики могут быть определены в терминах логики. Рассел был убежден, что, используя логико-аналитический метод «Начал», философия может стать наукой.
Наиболее эффективным способом решения философских проблем Рассел считал логический анализ. Важнейшие логические открытия Рассела, имевшие принципиальные философские следствия – теория описаний и теория логических типов. Рассел предложил различать имена и описания как различные типы отношения знаков к объекту. Описание может быть как определенным (относится к индивидуальному конкретному предмету), так и неопределенным (относится к классу предметов). В теории описаний Рассел предложил метод, позволяющий вместо описания неизвестных объектов подставлять конструкции, основанные на известных объектах. Теория дескрипций предлагала новый тип определения, называемый также «контекстуальным определением». Пытаясь решить проблему парадоксов, Рассел предложил «теорию типов». Активно внедряя в философию логику, Рассел содействовал решению философских проблем посредством логического анализа.
Витгенштейн Людвиг (2.4.1889–29.4.1951) – один из наиболее влиятельных мыслителей XX в. В «Логико-философский трактате» утверждал: «Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Вот почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать ответа, можно лишь устанавливать их бессмысленность. Большинство предложений и вопросов философа коренится в нашем непонимании логики языка... Неудивительно, что самые глубокие проблемы – это вообще не проблемы… Вся философия – это «критика языка»… Цель философии – логическое прояснение мысли…. Результат философии – не «философские предложения», а доступная ясность предложения. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми».
Согласно «Логико-философскому трактату» мир состоит из «простых объектов», которые, вступая в различные сочетания, друг с другом, образуют факты. «Элементарные суждения» состоят из «имен», каждое из которых обозначает некий объект. Комбинация имен обозначает (или «изображает») некую возможную комбинацию соответствующих объектов, некий возможный факт. Поскольку некая возможная комбинация имен отображает некую возможную комбинацию объектов, логическая форма образа и логическая форма реальности тождественны друг другу. Мышление доступно для
чувственного восприятия, поскольку выражено в языковых суждениях. Записав все истинные элементарные суждения, мы смогли бы полностью описать мир. Хотя реальность в целом может быть представлена в суждениях, ни одно суждение не может репрезентировать то общее, что у него должно быть с реальностью. Разбив мир на «факты», вместо прежнего членения его на «вещи», «предметы», Витгенштейн создавал онтологию, которая бы соответствовала логической модели знания. Прояснение сознания посредством логики, следовательно, более «осмысленный» взгляд на мир должен был сформировать «правильный метод философии»: ничего не говорить, кроме того, что может быть сказано, то есть кроме высказываний науки. Тому же, кто захотел бы высказать нечто метафизическое, Витгенштейн рекомендовал указать на то, что «он не наделил значением определенные знаки своих предложений». Создатель «Логико-философского трактата» хотел от своего читателя только одного, чтобы он «правильно увидел мир». Его книги, а также лекции и дискуссии, в которых он участвовал, оказали глубокое влияние на современную философию. Можно сказать, что вся аналитическая философия 50–60-х гг. ХХ в. оказалась под влиянием произведений Витгенштейна.
Логический позитивизм. Логический позитивизм – ранняя форма аналитической философии, одно из основных философских направлений первой половины ХХ в. Логический позитивизм претендовал на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем. противопоставляя науку философии, логические позитивисты считали, что единственно возможным знанием является научное знание. Традиционные вопросы философии объявлялись бессмысленными, псевдопроблемами, поскольку они формируются с помощью терминов, которые сами являются псевдопонятиями, так как высказывания, включающие в себя эти термины (свобода, бытие, субстанция, дух, материя и т.д.), не поддаются проверке. Предметом философии должен стать язык, прежде всего – язык науки как способ выражения знания, а задачей философии – деятельность по анализу этого знания и возможности его выражения в языке. Основные идеи логического позитивизма систематизировались участниками «Венского кружка», куда входили известные философы и математики Мориц Шлик, Отто Нейрат, Фридрих Вайсман, Рудольф Карнап. Венский кружок выдвинул проблемы обоснования и верификации знания, логической структуры языка. Согласно логическому позитивизму истинность или ложность высказывания и научной теории может быть подкреплена или опровергнута лишь в том случае, если все предложения свести к высказываниям о чувственных данных, или «протокольным высказываниям», которые можно подвергнуть непосредственной эмпирической проверке. Философы этого направления полагали, что все осмысленные утверждения являются либо а) научно верифицируемыми утверждениями о мире, либо б) чисто логическими тавтологиями. Суждения теологии и традиционной метафизики объявлялись бессмысленными.
Карнап Рудольф (1891–1970) – немецкий философ, в творческой биографии которого важную роль сыграл и американский период жизни, видный представитель логического позитивизма, внесший значительный вклад в развитие логики и философии науки. Он также один из основателей известной серии «Международная энциклопедия унифицированной науки». Логический позитивизм (или логический эмпиризм), отвергающий метафизику и стремящийся найти истину о мире исключительно с помощью естественных наук, обязан своим названием двум главным тезисам:
1) решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии;
2) любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке.
Труды Карнапа как раз и содержат разработку этих тезисов, создавая инструмент логического анализа в философии. Широко известна работа Карнапа «Преодоление метафизики посредством логического анализа языка» (1932). Среди работ Карнапа «Логическая конструкция мира», «Логический синтаксис языка», «Основания логики и математики», «Значение и необходимость». Карнап доказывает, что в различных областях естественных и социальных наук используется один общий метод проверки гипотез и теорий, а понятия, используемые в этих областях, могут быть сведены, с помощью особых «предложений сведения» к одному общему базису – понятиям, которые мы употребляем для описания знакомого всем физического мира, нас окружающего (т.н. «физикализм»). Для пропаганды своих идей «Венский кружок» созывал международные конференции, издавал собственный журнал и серию книг. В них отмечались принципиальные трудности, и даже неясности, связанные с самим ключевым понятием осмысленности. Серьезной критике неопозитивистские принципы были подвергнуты со стороны американских философов У. Куайна и Т. Куна.
Кун Томас (18.07. 1922–17.06.1996), американский физик, философ и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм – исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования, господствующих в науке определенного исторического периода. По его мнению, парадигма – совокупность ценностей, убеждений, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. Дал критику неопозитивистского понимания науки. Основной труд – «Структура научных революций».