Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

1.5. Механизмы нарушений психофизиологических взаимосвязей при травматическом стрессе

Различными авторами отмечены нарушения психофизических взаимоотношений при определенных условиях существования организма. Так, к расстройствам общеневротического характера относятся нарушения эмоционально-аффективной сферы (страх, тревожность), настроения (депрессия) и психического тонуса (астения). Исследования Ю.Ф. Антропова [11,12] показали, что в основе психосоматических расстройств лежит депрессия.

Основными при изучении индивидуальных (типологических) особенностей эмоциональной сферы человека считаются эмоции страха, гнева и радости [53, 54].

Опасения, страх и ужас являются значительными факторами в развитии болезни, так как повышается преимущественно секреция норадреналина, действующего на мышцы кровеносных сосудов, в силу чего возрастает АД [61]. Тревожность и депрессия влияют на иммунную систему, снижают сопротивляемость организма болезням. Она является переходным состоянием между страхом и ужасом и дает возможность реагировать адаптивным способом. Эмоциональный ответ на угрозу из внешнего мира называется реалистической тревожностью. Она, по существу, является синонимом страха (чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий и действий, проецирующееся вовне, например, страх перед операцией) [65, 66]. Тревожность, сочетающаяся с отказом от действий, типична для невроза – модели хронического эмоционального стресса.

Люди с личностной тревожностью как чертой характера более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого она возникает только в опасных ситуациях. Личностная тревожность может рассматриваться как результат депривации систем отрицательной мотивации, то есть удовлетворения парадоксальной потребности в отрицательных эмоциях [66].

В.К. Бочкарев и соавт. [28] на основе исследования узкополосных составляющих спектра ЭЭГ и вариантов ее внутри- и межполушарной организации установили, что выраженность реактивной
тревожности у больных, оцениваемой по методике Спилбергера-Ханина, коррелирует с мощностью частот ß-ритма и низких частот α-ритма. Преобладание у больных тревожно-фобических расстройств связано с вариантами организации ЭЭГ правого полушария [28].

Страх перед оперативным вмешательством и другими манипуляциями – мощный психический стрессор, вызывающий глубокие нарушения психомоторных и других функций организма. При страхе гулко и сильно колотится сердце, кровь приливает к лицу, мышцы напряжены, прерывистое дыхание, дрожат руки, ноги становятся ватными [127, 128]. Наблюдается психомоторное беспокойство, дрожание мышц и тик, понижена моторика ЖКТ, выступает холодный пот, расширены зрачки, сухость во рту в результате подавления слюноотделения, как следствие активации симпатической нервной системы, бледность в результате спазма сосудов, гипергликемия и глюкозурия; сокращение мышц, поднимающих волосы, в силу чего появляется «гусиная кожа»; тенденция к ускоренному опорожнению мочевого пузыря и кишечника. Поскольку эти эмоции очень часто бывают с выраженными вегетативными признаками, следствием их может явиться ухудшение
состояния [128, 130].

Ужас обычно имеет более выраженные вегетативные симптомы: тахикардию, сначала затаенное дыхание, а затем учащение его, бледность, холодный пот и ощущение сухости во рту. В гормональной и биохимической составляющих происходит стрессовая реакция.

При горе и печали (в связи с болезнью) отмечается тяжесть во всех частях тела, мышцы вялые, безжизненные, отмечается ноющая боль в груди и текут слезы [130, 131].

Формированию сензитивных особенностей характера, равно как и отношения к болезни, несомненно, способствует атмосфера длительного лечения.

Наряду с информацией (от врача), уменьшающей тревожность и вносящей некоторую ясность во внутренний мир больного, нередко в процессе лечения необходима эмоциональная поддержка (сердечность, теплота, сочувствие) со стороны семьи и родственников.

Эмоция радости уменьшает внутреннее напряжение, она – не только психологическое состояние, но и способ мобилизации жизненных ресурсов организма [132–133]. Положительные эмоции сопровождаются парасимпатической активностью [134, 135].

Катехоламины являются медиаторами эрготропного ряда. Они синтезируются из аминокислоты тирозина посредством ряда энзиматических реакций. Первым образуется дофамин, затем его производное – норадреналин и из него – адреналин. Дофамин является медиатором в головном мозге и предшественником биосинтеза норадреналина. Уровень катехоламинов (адреналина и норадреналина) является наиболее объективным показателем эмоционального напряжения. В ответ на стресс-фактор немедленно появляется адреналин и норадреналин, через 10 с – АКТГ, через 15–60 минут глюкокортикоиды и сразу начинают подавлять продукцию АКТГ [31, 88, 89]. Накопление в организме адреналина, видимо, связано со стеническими реакциями (гнев, агрессия, аффект), требующими длительного умственного и физического напряжения [136-138]. При эмоциональном стрессе у лиц с оборонительным стилем поведения в плазме увеличивается концентрация кортизола и гормона роста. Люди с повышенным уровнем кортизола более общительные. У них не отмечается тревожности. Возрастание уровня гормона роста характерно для лиц с такими чертами личности, как враждебность и склонность к преувеличению [138, 139].

Содержание катехоламинов в крови коррелирует с выраженностью эмоциональных переживаний и личностной предрасположенностью к ним. Большая концентрация норадреналина бывает при решительных действиях или гневе. Обнаружена корреляция между степенью психического напряжения и выделением (с мочой) кортикоидов, продукция которых возрастает при длительном психическом напряжении [34].


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674