Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

1.6. Главная психофизиологическая проблема при травматическом стрессе в современных представлениях

В психофизиологии с давних пор главной была и остается проблема взаимосвязи психического и физического (физиологического). Исследовать динамику психической жизни личности – значит изучать разные формы ее существования, раскрыть психологические механизмы [10, 12, 77].

Одной из важнейших сторон психической деятельности, характеризующей переживание человеком действительности, в частности, отношения к окружающей среде и самому себе, являют-
ся эмоции [23, 70].

В клинической психофизиологии целостный клинико-личностный подход к диагностике и лечению заболеваний учитывает в том числе и психологию больного человека [49]. Изучение психологических функций позволяет всесторонне оценивать эффективность лечебного процесса и решать вопрос о прогнозе течения заболевания [171].

Тесная взаимосвязь физиологических и психических функций является основой методических подходов к изучению психофизиологического статуса организма.

Среди вегетативных параметров, используемых при изучении эмоций, учитывается частота и ритм сердечных сокращений, ЭКГ, изменения АД, показатели дыхания (частота и амплитуда дыхательных волн), запись плетизмограммы, пьезопульсограммы, электрогастрограммы, электромиограммы и другие [13]. Важны также оценка речи, мимики и выражения лица.

Различные психические проявления стресса находят отражение в изменениях физиологических показателей в силу того, что последние являются базовым субстратом первых. Наличие такой корреляции позволяет использовать данные физиологических исследований как «объективные» показатели эмоционального стресса. Нарушения психических процессов проявляются в виде депрессии, тревожности и страха, астении, являющихся базисными при описании состояний эмоционального стресса [16].

Психические процессы влияют на следующие системы
организма [20]:

1) сердечно-сосудистую, вызывая изменения сердцебиений, кровяного давления, просвета сосудов;

2) функцию дыхания – замедление, задержка или учащение;

3) желудочно-кишечный тракт – усиление двигательной активности желудка, повышенная перистальтика кишечника с ускоренным передвижением содержимого или замедление моторики с угнетением желудочно-кишечной активности; увеличение или понижение секреции слюны с ощущением сухости во рту;

4) сексуальные реакции – эрекция полового члена или клитора, увеличение секреции половых желез, сопутствующие изменение дыхания, кровообращения и состояния мускулатуры;

5) мышечные реакции непроизвольного характера, например, дрожание или изменение мышечного напряжения, в частности, языка и жевательной мускулатуры;

6) соматические реакции – чувство голода создает в клетках центральной нервной системы гипогликемию, что приводит к ощущению недовольства, напряжению, утомлению, повышению физической активности, направленной на устранение чувства голода.

Характер психосоматических реакций индивидуально обусловлен. Для одних характерны сердечно-сосудистые явления, для других – реакции ЖКТ, потливость или мышечная дрожь.

В последнее десятилетие наметился существенный рост числа исследований, посвященных нейрофизиологическим основам эмоциональных реакций человека [49, 104, 125, 126], так как эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей [75, 76]. И вместе с тем эмоции остаются малоизученными [40]. Возникают они как результат нейрофизиологических процессов [183]. Эмоции влекут за собой почти мгновенную интеграцию всех функций организма, в результате чего определяется полезность или вредность воздействующего фактора [75, 76]. Подкорковые эмоциогенные центры оказывают на кору больших полушарий восходящие активирующие влияния через ретикулярную формацию ствола мозга, которая регулирует изменение уровня нейронной активности и вовлечение висцерально-эндокринной системы (секреция гормонов, сердечный ритм, частота дыхания) в регуляцию психической деятельности [74, 78]. Корковые нейроны, в свою очередь, на основе обработки информации, поступающей к ним из внутренней и окружающей среды, определяют включение эмоций в целостные поведенческие акты [28].

У человека, переживающего эмоцию, возникают двигательные реакции, изменяется электрическая активность мышц лица, мозга, функционирование кровеносной, дыхательной, эндокринной и нервно-гуморальной систем [38–40]. В основе каждой личностной черты лежит свой тип возбуждения [105, 106].

Среди показателей степени выраженности эмоциональных реакций важнейшим является уровень катехоламинов в крови и моче. Экскреция адреналина отражает индивидуальную реакцию к психологическому стрессу. Увеличение концентрации норадреналина, в отличие от адреналина, наблюдается только при значительном эмоциональном напряжении [94–96]. Исследования адреналина и норадреналина проводятся в крови, когда наблюдение рассчитано на малый промежуток времени (1 ч), а в остальных случаях (наблюдение в течение нескольких дней) – в моче. К тому же в крови мало катехоламинов, поэтому в основном исследуют мочу. Нормальный уровень экскреции норадреналина с мочой составляет около 30 мкг/сутки.

Каждое эмоциональное состояние имеет свой физиологический синдром [122, 123]. Появится ли психологическое отклонение или нет, зависит от силы «Я» и «психологической защиты» [147]. Сила «Я» характеризует степень управляемости, регуляции поведения человека [2]. «Психологическая защита» – форма проявления активности силы «Я» [4]. Защитные механизмы личности смягчают тяжесть эмоционального стресса, отвлекают человека от тяжелых переживаний [124, 125]. Эмоции в такой ситуации заряжают человека энергией, организуют мышление и деятельность [126]. Влияние эмоций на физиологию человека подробно обсуждается в работе J. Thompson [183].

В ортопедии и травматологии проблема эмоций и их нарушений имеет особое значение, так как состояние эмоциональной сферы служит критерием оценки общего состояния больного, а также показателем эффективности воздействия лечебных мероприятий. Именно поэтому на протяжении последних десяти лет эмоциональные и личностные изменения психологических показателей стали объектом нашего глубокого анализа [68].

Для любой болезни специфичной является такая комбинация факторов: тревожность, фрустрация, подчиненные желания, чувство вины и неполноценности. Изменения психики обусловлены тяжелой психологической реакцией личности на болезнь и ее последствия [31].

Больные остеопорозом при переломах не верят в хороший исход реабилитации и поэтому у них преобладает депрессивный тип переживания болезни, который характеризуется подавленным настроением, апатией, чувством безнадежности. Тревожность за свою судьбу дополняет депрессию, выражаясь внутренней напряженностью, раздражительностью и беспокойством. Такой тип реакций чаще наблюдается у лиц с тревожно-мнительным характером. Дистимическому типу свойственно пониженное настроение с раздражительностью и капризностью.

Измененная после перелома афферентная импульсация вызывала достаточно длительные эмоционально-стрессовые реакции. В первую очередь ослаблялся процесс активного торможения. Затем развивалась лабильность и слабость раздражительного процесса [81]. Обычно имелось четыре основных структурных симптома астении: раздражительность, слабость, расстройство сна и вегетативные нарушения. К типичным расстройствам настроения относилась тоска, заторможенность и тревожность.

Взаимосвязь между психологическими и конкретными нейрохимическими показателями обусловлена особенностями функционирования различных отделов ЦНС (кора головного мозга, ретикулярная формация, гипоталамус, лимбическая система). Она подтверждается различиями в концентрациях биологически активных веществ, участвовавших в реакциях стресса, и характером электрической активности коры головного мозга. В процессе лечения нами наблюдалось повышение концентрации гормонов надпочечников, паращитовидных и щитовидной желез [6], что создавало основу для диссоциации ретикуло-таламо-кортикального взаимодействия, а также наступления изменений в симпатическом и парасимпатическом отделах вегетативной нервной системы.

Личностные изменения выступали в наших наблюдениях в виде неустойчивых мотивационных проявлений и мобильности мотивов. Локализовались такие изменения в мотивационных структурах мозга: в передних (лобных) и глубинных (срединных) отделах.

Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Возникали они как результат нейрофизиологических процессов и производили почти мгновенную интеграцию всех функций организма. Подкорковые эмоциогенные центры оказывали на кору больших полушарий восходящие активирующие влияния через ретикулярную формацию ствола мозга, которая регулирует изменение уровня нейронной активности и вовлечение висцерально-эндокринной системы. Корковые нейроны, в свою очередь, на основе обработки информации определяли включение эмоций в целостные поведенческие акты.

В осуществлении центральных механизмов эмоций важную роль играет миндалевидный ядерный комплекс и амигдала – центральные образования, участвующие в реализации эмоционального «выражения» и «переживания». Изменения эмоциональной сферы являлись в наших исследованиях первым компонентом клинической картины, отражающей состояние медиальных отделах мозга. Отклонения колебались от состояния тревожности, страхов и эмоциональной неустойчивости, отчетливо проявляющейся при вовлечении внутренних отделов височной области, до эмоционального безразличия
и эйфории, общей расторможенности и импульсивности, характерных для поражений медиальных отделов лобных долей. Второй симптом этих функциональных сдвигов заключался в изменившемся состоянии активности, которая иногда принимала характер колеблющегося бодрствования.

Эмоциональный стресс – это мост, перекинутый между психическими и соматическими явлениями [28, 29, 126]. Хронический эмоциональный стресс активирует структуры гипоталамуса и сопровождается длительным возбуждением гипофиза и надпочечников [127].


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674