Больной К., 71 лет, поступил в дневной стационар неврологического профиля с диагнозом: Поражение межпозвонковых дисков шейного отдела позвоночника с синдромом левостороннего выраженного плечелопаточного периартоза.
Жалобы: на боли и ограничение движений в шейном отделе позвоночника, на постоянные ноющие боли и ограничение движения в левом плечевом суставе с иррадиацией в левую руку, усиливающиеся при физической нагрузке, при отведении руки в сторону, а также при попытке завести руку за спину, скованность в левой кисти.
Из анамнеза выяснено, что боли в шейном отделе позвоночника беспокоят в течение последних десяти лет, причину заболевания связывает с длительными статическими перегрузками. Количество обострений 3–4 раза в год, неоднократно лечился амбулаторно и стационарно с временным улучшением.
Проходил курс медикаментозной терапии, также лечился у физиотерапевта, рефлексотерапевта и мануального терапевта с временным эффектом. Последнее обострение в течение 3-х месяцев, когда после физической нагрузки усилились боли в шейном отделе позвоночника с иррадиацией в левое плечо и левую руку, интенсивность которых нарастала, несмотря на проводимое амбулаторное лечение аналгетиками. После очередного обращения пациента в поликлинику по месту жительства, был направлен в дневной стационар неврологического профиля.
Объективно при поступлении: общее состояние удовлетворительное. Правильного телосложения, умеренного питания. Кожные покровы обычной окраски. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Отеков нет. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Частота дыханий – 17 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичные. АД 130/80 мм рт.ст. Язык чистый, влажный. Живот мягкий, при пальпации безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. Симптом поколачивания отрицательный.
Неврологический статус: сознание ясное, ориентирован во времени и пространстве, менингеальных симптомов нет. Глазные щели D = S, движение глазных яблок в полном объеме. Нистагма нет. Лицо симметрично, язык по средней линии. Ограничение движений в шейном отделе позвоночника. Сухожильные рефлексы с рук D = S, симметрично снижены.
Отмечается болезненность при пальпации паравертебральных точек шейного отдела позвоночника с уровня С2 до С7, болезненность ости лопатки и головки плечевой кости, более выраженная слева. Положительный симптом Нери.
Чувствительных расстройств не выявлено. Координаторные пробы выполняет с легкой интенцией. В позе Ромберга устойчив. Патологических знаков нет. Функция органов малого таза не нарушена.
Динамометрия: жим правой кистью – 30 кг, жим левой кистью – 10 кг.
Гониометрия: объем движений в плечевых суставах: в правой руке вверх и в стороны полный, в левой руке 100 градусов вверх, в сторону 85 градусов.
Степень выраженности болевого синдрома по ВАШ составляла 7 баллов;
По РМБО общее ЧВД составляло 18; РИБ был равен 36; ЧВД сенсорного класса – 12; РИБ сенсорного класса – 25; ЧВД аффективного класса – 5; РИБ аффективного класса – 8; РИБ эвалютивного класса – 3.
На «схеме тела» площадь локализации и распространения болевого синдрома составляла 6 %.
Дополнительные методы исследования. По данным магнитно-резонансной томографии шейного отдела позвоночника отмечается явление остеохондроза с фрагментарным обызвествлением задней продольной связки. Сколиотическая деформация, выпрямление шейного лордоза с вероятным лестничным соскальзыванием на С5-С6 уровне. На этом фоне определяются задние протрузии дисков С2-3, С3-4, С4-5 до 2,3 мм. Задняя центральная грыжа С5-С6 диска 2,4 мм.
На рентгенограммах шейного отдела позвоночника физиологический лордоз выпрямлен. Высота дисков С5-6-7 снижена с краевыми остеофитами. Признаков нестабильности не выявлено.
Лечение. Проводилось комплексное лечение с применением сосудистой, анальгетической, противоспалительной, терапии и физиотерапии.
Лечение внутрикостными блокадами применялось через день по следующей схеме:
1 процедура – проведена внутрикостная блокада в ость левой лопатки.
2 процедура – в остистый отросток С2. После проведения данных внутрикостных блокад болевой синдром в шее полностью исчез, существенно уменьшились боли в левом плечевом суставе и левой руке, сохранялось незначительное ограничение при отведении левой руки в сторону, выше угла 90 градусов.
3 процедура – проведена внутрикостная блокада в остистый отросток С7.
4 процедура – выполнена внутрикостная блокада в шиловидный отросток левой локтевой кости. Субъективно пациент отмечает, что «боли не беспокоят, стало «легким» плечо, появилось потепление и уменьшение ощущения скованности в левой кисти».
Неврологический статус при выписке: Сознание ясное, ориентирован во времени и пространстве, менингеальных симптомов нет. Глазные щели D = S, ОD = OS, движение глазных яблок в полном объеме. Лицо симметрично, язык по средней линии. Объем движений в шейном отделе позвоночника полный. Сухожильные рефлексы с рук D = S. Объем движений в плечевых суставах, в правой руке вверх и в стороны полный, в левой руке 170 градусов вверх, в сторону 170 градусов. Чувствительных расстройств нет. Координаторные пробы выполняет удовлетворительно. В позе Ромберга устойчив.
Динамометрия. При измерении силы в кистях динамометром в правой руке 30 кг, в левой 25 кг.
Гониометрия. Объем движений в руках полный.
Болевой синдром по ВАШ оценивает в 1 балл;
РМБО: общее ЧВД составляло 7; РИБ был равен 12; ЧВД сенсорного класса – 4; РИБ сенсорного класса – 9; ЧВД аффективного класса – 3; РИБ аффективного класса – 3; РИБ эвалютивного класса – 0. На «схеме тела» площадь локализации и распространения болевого синдрома составляла 0,5 %.
За 2 два года клинического наблюдения пациента заболевание протекало без обострений, пациент оценивает болевой синдром в 0–1 балл.
Движения в конечностях в полном объеме. Регулярно занимается ЛФК, плаваньем.
Обсуждение. Данный клинический случай иллюстрирует эффективность внутрикостных блокад в комплексном лечении пациента с синдромом «замороженного» плеча, длительным болевым синдромом, множественными экструзиями в шейном отделе позвоночника. Применение внутрикостных блокад привело к регрессу не только болевого синдрома в шее и руке, но и к полному восстановлению объема активных и пассивных движений в плечевом суставе.