Пациентка Г., 49 лет, поступила в плановом порядке в Клинику лечения боли с диагнозом: Поражение межпозвонковых дисков шейного отдела позвоночника с выраженной правосторонней цервикобрахиалгией с миофасциальными нарушениями, спондилогенной вертебрально-базилярной недостаточностью, хронического течения, стадия затянувшегося обострения.
Жалобы при поступлении предъявляла на постоянные боли в шейном отделе позвоночника с иррадиацией в правую руку, боли периодически усиливались при длительных статических нагрузках. Отмечала эпизоды онемения правой кисти по ночам, особенно если рука находилась в положении отведения и была заведена за голову. Периодически беспокоили головные боли больше в затылочной области давящего, сжимающего характера, усиливающиеся при длительной работе за компьютером, частые 2–3 раза в неделю эпизоды головокружения, неустойчивость при ходьбе. За последний год дважды отмечала обморочные состояния, связанные с длительной ездой в общественном транспорте.
Из анамнеза известно, что боли в шее беспокоят в течение 10 лет, возникновение заболевания связывает с длительными профессиональными статическими перегрузками (работа с компьютером), частыми стрессами. Обострения ежегодные 3–4 раза в год, неоднократно получала курсы амбулаторного и стационарного лечения с временным улучшением. Последнее обострение в течение 2 месяцев, когда стала отмечать постепенное усиление болей в шее и руке, головные боли, однако, пациентка продолжала работать, к врачу не обращалась, самостоятельно принимала т. пенталгин, растирала правую руку мазью «Хондроксид». Через две недели боли не уменьшились, усилилось головокружение, увеличилась неустойчивость при ходьбе, периодически стала беспокоить тошнота. Обратилась в поликлинику по месту жительства, где получила курс амбулаторного лечения, включающего таб. месулид, сирдалуд, кавинтон, внутримышечные инъекции раствора пирацетама, СМТ-форез новокаина на шейный отдел позвоночника и правую руку, фонофорез гидрокортизона и массаж этой же области. Боли в шее и руке несколько уменьшились, однако сохранялись головные боли, головокружение, неустойчивость при ходьбе. В связи с сохранением признаков нетрудоспособности по окончании курса амбулаторного лечения больная была направлена в Клинику лечения боли.
Объективно: состояние удовлетворительное. Правильного телосложения, умеренного питания. Кожные покровы чистые, сухие, бледно-розового цвета. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Отеков нет. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧДД – 16 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. АД 130/90 мм рт.ст. Язык влажный, обычной окраски. Живот мягкий, при пальпации безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. Симптом поколачивания отрицательный.
В неврологическом статусе отмечалось: сознание ясное, ориентирована полностью, менингеальных симптомов нет. Черепные нервы без особенностей, отмечается шейный позиционный нистагм. Положение пациентки активное. Объем движений умеренно ограничен в шейном отделе позвоночника. Шейный лордоз сглажен, кифоз и правосторонний сколиоз грудного отдела позвоночника, асимметричное положение по горизонтали надплечий и остей лопаток. Болезненность при пальпации остистых отростков С2-С7 позвонков и паравертебральных точек на этом же уровне, резкая болезненность в области ости правой лопатки, болезненность шиловидного отростка правой локтевой кости. Определялась болезненность при пальпации точек позвоночной артерии с 2 сторон, больше справа с иррадиацией в затылочную область головы. Были выявлены миофасциальные триггерные точки в правой малой грудной мышце, трапециевидной и дельтовидной мышцах, больше справа, тоническое напряжение паравертебральных мышц шейного отдела позвоночника, незначительная гипотония и гипотрофия правой дельтовидной мышцы. Мышечная сила в конечностях и объем активных движений в них в норме, сухожильные рефлексы симметричны, чувствительных расстройств не было. В позе Ромберга – пошатывание в стороны, координационные пробы выполняла удовлетворительно. Патологических пирамидных знаков не было.
Степень выраженности болевого синдрома по ВАШ составляла 6 баллов. По РМБО общее ЧВД составляло 10, общий РИБ был равен 22, ЧВДс составляло 5, РИБс – 11, ЧВДа – 5, РИБа – 8, РИБэ – 3. На «схеме тела» площадь локализации болевого синдрома составляла 4 %.
На спондилограммах шейного отдела позвоночника были выявлены выпрямление физиологического лордоза с формированием кифоза на уровне С5 позвонка, склероз замыкательных пластин тел позвонков, обызвествление каналов позвоночных артерий, обызвествление подъязычной кости, передние краевые разрастания С4-С5-С6 позвонков, скошенность верхних углов тел позвонков С3 и С5.
На МРТ шейного отдела позвоночника определяется сглаженность физиологического шейного лордоза. Высота тел позвонков сохранена, в замыкательных пластинках – субхондральный склероз. Костно- деструктивных изменений не выявлено. Интенсивность Т2-сигнала от структуры МПД снижена за счет их дегидратации. В сегментах С2-С3, С4-С5 определяются протузии МПД 2 и 2,1 мм. На уровне высота МПД снижена с пролабированием центрально в позвоночный канал на 4,2 мм. Структура спинного мозга не изменена.
При дуплексном сканировании позвоночных артерий диаметр позвоночных артерий справа 3,2 мм, слева 3,9 мм – не сужены. Ход позвоночных артерий ровный. Максимальная линейная скорость кровотока справа 49,67 см/с, слева 41,49 см/с. Пульсативный индекс справа – 1,75 усл.ед., слева 1,46 усл.ед.
Проводилось комплексное лечение с применением анальгетической, противовоспалительной, сосудистой терапии и физиотерапии, и лечебной физической культуры. Лечение внутрикостными блокадами применялось через день по следующей схеме:
1 процедура – проведена ВКБ в остистый отросток С7.
2 процедура – в остистый отросток С2. После проведения данных внутрикостных блокад болевой синдром в шее и голове полностью исчез, существенно уменьшилось головокружение и неустойчивость при ходьбе, сохранились боли и онемение в правой кисти.
3 процедура – проведена ВКБ в ость правой лопатки.
4 процедура – выполнена внутрикостная блокада в шиловидный отросток правой локтевой кости. Субъективно отмечает, что «боли не беспокоят, стало светлее в голове, появилось ощущение легкости при движении в шее и правом плечевом суставе, потепление и уменьшение ощущения скованности в правой кисти».
При объективном осмотре после курса лечения объем активных движений в шее увеличился, уменьшились мышечно-тонические проявления, нистагм при проведении провокационных проб не выявляется, в позе Ромберга устойчива, уменьшились вегетативные нарушения в кистях, больше в правой.
Болевой синдром, отмеченный пациенткой по ВАШ после лечения, составлял 1 балл.
По РМБО общее ЧВД составляло 4, общий РИБ – 4, ЧВД сенсорного класса – 2, РИБ сенсорного класса – 2, ЧВД аффективного класса – 1, РИБ аффективного класса – 1, РИБ эвальютивного класса – 1.
Площадь локализации болевого синдрома составила 1,0 %.
Пот повторном дуплексном сканировании диаметр позвоночных артерий справа 3,2 мм, слева 3,9 мм – не сужены. Ход позвоночных артерий ровный. Максимальная линейная скорость кровотока справа 59,07 см/с, слева 54,35 см/с. Пульсативный индекс справа – 1,30 усл.ед., слева 1,14 усл.ед.
Пациентка выписана из стационара с улучшением, трудоспособность восстановлена полностью, рекомендованы исключение длительных статических перегрузок позвоночника, ежедневные занятия лечебной физической культурой, рациональный режим труда и отдыха, санаторно-курортное лечение.
Обсуждение. Данный клинический случай иллюстрирует эффективность ВКБ у пациентки с длительным болевым синдромом, множественными экструзиями в шейном отделе позвоночника и спондилогенной вертебрально-базилярной недостаточностью. Применение ВКБ привело к регрессу не только болевого синдрома в шее и руке, но и к регрессу симптомов, обусловленных сосудистой недостаточностью, улучшив периферическую гемоциркуляцию в бассейне кровоснабжения позвоночных артерий.