Каким образом мы делаем заключения об установках других людей? Как уже отмечалось, мы наблюдаем за действиями человека в определенных ситуациях и приписываем поведение либо личностным чертам и установкам, либо относим его на счет внешних обстоятельств.
Теория самовосприятия, предложенная Д. Бемом [См. 63], исходит из того, что мы делаем подобные заключения, когда отслеживаем собственное поведение. Когда наши установки слабы или неопределенны, мы находимся в положении человека, наблюдающего за своим поведением со стороны. Так же как мы рассматриваем установки людей, пристально вглядываясь в их действия, когда они вольны в выборе своего поведения, мы оцениваем и собственные установки. Слушая свою речь, мы получаем информацию о своих установках: рассматривая совершаемые нами действия, мы получаем ключ к пониманию того, насколько сильны наши убеждения. Это в особенности характерно для тех случаев, когда мы не можем с легкостью приписать свое поведение внешним обстоятельствам. Действия, которые мы совершаем без всякого принуждения, говорят сами за себя.
В.Джемс предложил подобное объяснение эмоциям. Он считал, что мы осознаем свои эмоции, когда наблюдаем за движениями своего тела и поведением. Если человек испытывает сильное чувство страха, его сердце начинает бешено стучать, возрастает выброс в кровь адреналина, он бросается в бегство от источника страха. Наблюдения за выражением лица убеждают нас, что такой эффект самовосприятия действительно существует. Трудно, например, улыбаться и злиться одновременно. Действия могут вызывать эмоции. Даже походка может влиять на наше самочувствие. Наблюдая за лицами и позами других, прислушиваясь к их голосам, мы совершенно естественно и бессознательно имитируем их сиюминутные реакции. Мы синхронизируем свои движения, позы и тон голоса с их движениями, позами и тоном голоса. Это помогает нам почувствовать их ощущения, испытать «эмоциональное заряжение», помогает объяснить, почему так приятно быть среди счастливых людей и неприятно – среди несчастных.
На характер самовосприятия особым образом влияет самооценка человека. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости.
Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном случае они приобретают напряженный характер.
Заниженная самооценка вынуждает личность подстраиваться к межличностным отношениям, предлагаемым партнером по общению, и в то же время может вносить в них определенную психологическую напряженность, связанную с ее внутренней конфликтностью.
Познание человеком самого себя чрезвычайно важно, дается не очень легко и просто. Самоуверенный, целенаправленный и активный человек склонен к завышенной самооценке. Скромный, тревожный, застенчивый человек чаще всего значительно занижает себя и потенциальные возможности своей личности.
Обобщая рассмотренные характеристики, можно отметить:
во-первых, в обыденном смысле образ понимается как результат психического отражения (или представления) того или иного явления;
во-вторых, в процессе этого отражения не исключены преобразования исходной информации и поэтому образ не всегда является точной копией отображаемого;
в-третьих, процесс создания образа может быть активным и целенаправленным (например, в искусстве, других видах творчества);
в-четвертых, этот процесс может включать операции анализа (что позволяет отобразить типичное в объекте) и синтеза (благодаря чему образ обладает определенными индивидуальными характеристиками).
Результатом социально-психологического познания является возникновение образа, разновидностью которого является имидж человека или группы.