Е.Б. Перелыгина [85], предлагая свой подход к типологии имиджа, рассматривает индивидуальный имидж, групповой, корпоративный и предметный имиджи.
Мы сосредоточим наше внимание на индивидуальном имидже – имидже индивидуального субъекта. Это имидж индивида в противоположность имиджу группы, организации, предмета.
В самом названии индивидуального имиджа заключено его важное свойство, которое состоит в том, что центральное место в его структуре занимают элементы, отвечающие за индивидуацию, то есть выражающие индивидуальные качества субъекта - прообраза имиджа, качества, свойственные только данному лицу, отличающие его от всех других людей, задающие его индивидуальность.
«Большой психологический словарь» определяет понятие «индивидуальность» как неповторимость, уникальность свойств человека. В психологии понятие индивидуальности используется либо в контексте исследований индивидуальных различий, либо в связи с построением иерархической структуры психологических свойств человека, в которой индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням [17, с. 197].
В основе деятельности по созданию индивидуального имиджа могут лежать два основных типа мотивации:
Во-первых, психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в повышении своей самооценки, результатом чего становится достижение психологического комфорта;
Во-вторых, прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей.
В зависимости от преобладающего типа мотивации, лежащей в основе деятельности по созданию имиджа, Е.Б. Перелыгина различает стратегии создания имиджа, и используемые при этом способы и механизмы. На этом основании она различает два типа индивидуального имиджа:
– имидж, ориентированный на самоощущение;
– имидж, ориентированный на восприятие [85, с. 105].
Причем эти типы имиджа не являются взаимоисключающими и в ряде случаев один и тот же имидж может обладать свойствами как первого, так и второго. Таким образом, может сформироваться промежуточный, или универсальный тип имиджа, органично сочетающий в себе признаки обоих типов. Такой имидж возникает в том случае, когда система ценностных ориентаций индивида совпадает с наиболее актуальными социальными ожиданиями. Это счастливый имидж, человеку с таким типом имиджа непременно сопутствует успех.
Исходя из изложенного выше, нетрудно заключить, что всякий имидж политика, имидж педагога, имидж психолога и т.д. является имиджем, ориентированным на восприятие. Однако наибольших успехов в формировании и функционировании имиджа достигают, как правило, те политики, педагоги, психологи и т.д., для которых имидж является одновременно ориентированным на самоощущение. С другой стороны, если индивид ставит исключительно прагматические цели, процесс формирования имиджа тем самым затрудняется и становится менее успешным даже относительно поставленных целей.
Не исключаются и другие типы индивидуального имиджа: имиджи для делового общения (общения с деловыми партнерами, сотрудниками, находящимися в равном статусе), имиджи для общения с людьми, обладающими властью, имиджи для общения в процессе психологического консультирования, имиджи знакомства (с попутчиками, соседями), имиджи развлечения и т.д. Поэтому у каждого человека может быть и, как правило, бывает несколько имиджей. При этом имиджи одного человека не изолированы друг от друга и по своему символическому составу могут частично совмещаться. Такое совмещение имиджей объясняется наличием у них единой объективной основы в виде комплекса отражаемых в имиджах личностных черт.
Еще одним основанием классификации индивидуальных имиджей является мотивация создания имиджа. В основу этой классификации положено различение базовых потребностей человека. Наибольшей популярностью пользуется иерархическая классификация базовых потребностей, представленная А. Маслоу. Он предположил, что все врожденные потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования [135].
Потребности в их очередности, начиная от низших к высшим, располагаются в следующей последовательности (мы расположим их снизу вверх):
- потребность в самоактуализации;
- потребность в признании;
- потребности в принадлежности и любви;
- потребности в безопасности и защите;
- физиологические потребности.
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше потребность, проявится и станет действующей.
Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви и т.д.
А. Маслоу допускал, что могут быть и исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут выражать и развивать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Некоторые люди могут отдавать больший приоритет потребности уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья.
Не будем останавливаться на характеристике каждой из потребностей, но в контексте теории мотивации А. Маслоу, рассмотрим отдельно имиджи, ориентированные на удовлетворении двух низших потребностей и имиджи, служащие удовлетворению высших потребностей.
Поскольку первые, как правило, служат удовлетворению прагматических целей (что следует из содержания соответствующих потребностей), то очевидно, что эти имиджи, относятся, как правило, к имиджам, ориентированным на восприятие. Что же касается имиджей, связанных с тремя верхними потребностями иерархии, то это имиджи, ориентированные на самоощущение.