Литературное краеведение занимает особое место в истории нашей культуры, ибо открывает путь к постижению своеобразия того или иного края, его природы, людей, дает ключ к постижению таинства преломления впечатлений от природы родного края в художественные образы. Но, главное, краеведение позволяет воссоздать то, что называется ароматом эпохи, который можно уловить лишь при глубоком научном и вдумчивом освоении самых разнообразных материалов прошлого и настоящего. Понять или, в данном случае точнее сказать, ощутить ушедшую эпоху, ее колорит – святой долг проживающего в этих местах человека. Прикосновение к могильным плитам прошлого, к архивным свиткам, к произведениям давно ушедших писателей – это путь к постижению самих себя, путь обрести уже подспудно вызревающую связь с будущими поколениями. Только так можно ощутить свою причастность к великой национальной культуре.
Д.С. Лихачев считал, что «пространство культуры» представляет собой «нерасторжимое целое» и при утрате какой-либо одной ее части непременно наступает общее падение культуры. По мнению П. Чаадаева, «есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу историю, который содержит в себе, так сказать, всю ее философию, который проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер… Это – факт географический»[1]. Если же заняться «литературной географией» и посмотреть на Россию с точки зрения пространства, то можно увидеть, что по территории Архангельская область равна Франции или Испании, Великобритания – Новосибирской области или Алтайскому краю; Дания, Бельгия, Голландия, каждая в отдельности, занимают такую же площадь, как Воронежская, или Смоленская, или Самарская и т.д.; на площади, равной площади Иркутской области разместится Испания и Великобритания, на территории Оренбургской области – Дания, Бельгия, Швейцария, Албания. Между тем, мы достаточно знаем об английской, датской и других литературах и очень слабо знаем культуру областей России.
Буран в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», пуховый платок, благодаря стихотворению В. Бокова, стали в представлении наших соотечественников основными символами, которые вызывают ассоциации с Оренбургским краем. (В их представлении оренбуржцы просто обречены кутаться в платки, блуждая в буране). Вместе с тем литература Оренбуржья и об Оренбуржье – явление сложное, разноплановое.
Оренбуржье рубежа XVIII–XIX вв. представляло собой отдаленную, но великую окраину могучей Российской империи. Можно с полным основанием сказать, что именно здесь в лихой казачьей атаке было прорублено для России окно в Среднюю Азию и Китай. Писатели, издавна проявлявшие интерес к Оренбургскому краю, сумели уловить его специфику, понять его культуру, традиции ее, отразить разные стороны жизни оренбуржцев. Эта художественная летопись и составляет основу предлагаемой книги. Учитывая эту цель, авторы включили в неё сведения о писателях, создавших художественно значимые произведения об Оренбургском крае.
Материал в монографии расположен исходя из историко-литературного принципа, т.е. начиная с писателей ХVIII в. и заканчивая литературой середины ХХ в. Кроме того, литература рассматривается по мере возможности как часть пласта культуры региона, неотрывная от истории, науки, других видов искусства. Литературно-краеведческий материал представлен в монографических и обзорных темах двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей. Особое внимание уделено оренбургской периодике конца XIX – начала ХХ вв., в которой довольно ярко отразилась литературная жизнь этого периода.
Ко многим монографическим и обзорным разделам дается дополнительный материал: письма, воспоминания, дневники – к монографическим; стихи, статьи, письма – к обзорным (многие из этих материалов взяты из редких изданий, из архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, из рукописных фондов центральных библиотек). Учитывая, что не все художественные произведения краеведческого характера легко доступны для читателя, а некоторые из этих произведений печатались лишь в ХIХ в., в отдельных случаях приводятся художественные тексты или отрывки из них.
Разделы монографии подготовлены:
В.Ю. Прокофьевой – о Н.А. Крашенинникове, С.С. Кондурушкине, С.П. Антонове, обзор «Оренбургские журналы начала ХХ в».
В.Ю. Прокофьевой и А.Г. Прокофьевой – о В.И. Дале, О.П. Крюковой, В.Ф. Наседкине, «Из истории оренбургской периодики».
А.Г. Прокофьевой – об И.А. Крылове, П.П. Свиньине, С.Т. Аксакове, П.М. Кудряшеве, А.П. Крюкове, А.С. Пушкине, В.А. Жуковском, А.К. Толстом, М.Л. Михайлове, А.Н. Плещееве, М.В. Авдееве, А.А. Григорьеве, Л.Н. Толстом, Н.Н. Каразине, Г.И. Успенском, В.Г. Короленко, В.Л. Дедлове-Кигне, С.И. Гусеве-Оренбургском, Л.В. Исакове, Н. Степном, Н.П. Анненковой-Бернар, Л.Н. Сейфуллиной, В.П. Правдухине, С. Есенине и А. Ширяевце, А.И. Завалишине, Д.А. Фурманове, С.П. Щипачеве, А.А. Коваленкове, А.И. Фатьянове, Н.В. Чертовой, В.И. Пистоленко, П.И. Федорове, Г.И. Коновалове.
С.М. Скибиным – о Г.Р. Державине, В.В. Григорьеве, военных писателях-эмигрантах.