Поскольку, как считает А.Ю. Панасюк, «голова может выдать вас с головой», воспользуемся его рекомендациями [83], связанными с положением и постановкой головы в пространстве. Но при этом обратим внимание на важность этого кинетического сигнала в консультативном общении психолога с клиентом. А.Ю. Панасюк описывает четыре «положения головы»: «голова агрессора», «голова властелина», «голова внимающего», «голова президента»
«Голова агрессора» - подбородок чуть приближен к груди, и взгляд идет как бы из-под бровей. По мнению А.Ю. Панасюка, гортань – весьма уязвимое место, которое защищено лишь слабыми хрящевыми кольцами. Когда человеку угрожает опасность, или он сам собирается нападать (физически или вербально), он, приближая подбородок к груди, инстинктивно прикрывает гортань костью нижней челюсти. Это типичная голова человека, готового к агрессии. А. Пиз отмечает, что если голова наклонена вниз, этот говорит о том, что отношение человека отрицательное, и даже осуждающее. Х. Рюкле пишет: «Взгляд исподлобья при склоненной голове сигнализирует о готовности к борьбе, агрессивности, выдает чувство радости от пребывания в оппозиции и упрямство, судя по выражению глаз и напряженности, напоминая опущенную голову нападающего животного» [104, с. 126].
С такой головой вряд ли покажешься убедительным, пытаясь проявить доброжелательность к клиенту. Поэтому ее никогда и не выбирают в качестве головы, которую «приятно видеть». Большинство людей оценивают психическое состояние человека с таким видом головы так: «Как будто чем-то недоволен», «раздражен», «неудовлетворен», «напористый», «агрессивный». Естественно, что такое положение головы не приемлемо для психолога в ситуации консультирования.
Психолог должен помнить: у видящих «голову агрессора» невольно возникает как минимум нервно-психическое напряжение, а как максимум – агрессивное ответное поведение. Чем сильнее желание борьбы – тем сильнее давление, чем сильнее давление – тем сильнее оборонительная агрессия.
Что, по мнению А.Ю. Панасюка, можно сделать для преодоления у себя такого кинестетического сигнала как «голова агрессора?
Сядьте прямо, плечи разведите, закройте глаза и сделайте себе «голову агрессора». Затем, не открывая глаз, попытайтесь с «головой агрессора» искренне (насколько можно искренне) произнести про себя фразу: «Я очень вас люблю.., я боготворю вас». Теперь вторую фразу: «Я ненавижу вас! Я презираю вас!».
А теперь (пока не открывая глаз) подумайте про себя: какую из этих двух фраз вам было легче произнести искренне? С высокой долей вероятности можно утверждать, что это будет вторая фраза.
Можно выполнить и такое задание. Если у вас есть возможность, попытайтесь сделать видеозапись вашей консультации. Только при этом старайтесь вести себя естественно. Затем просмотрите эту запись, и если там нет «головы агрессора», то можно дальше продолжать работу над своим имиджем.
Теперь о «голове властелина». «Голова властелина» - почти всегда прямо откинута назад. При этом гортань – самое уязвимое на теле место - не только не защищена, но человек даже как бы бравирует – выставляя ее напоказ. Он не испытывает страха. Про такого человека можно сказать: «с самодовольным видом», «с большим самомнением», «самоуверенный, то есть, по С. Ожегову, слишком уверенный в себе, выражающий пренебрежение к другим, иначе говоря, чувствующий себя хозяином, властелином, он уверен в своей непогрешимости, своей безопасности, в прочности своего положения.
Тот, кто предстает перед нами с такой головой, чувствует себя свободным и уверенным, не испытывая страха перед тем, что «кто-то может броситься ему на шею». В соответствии с этим поднятие головы означает чувства собственного достоинства и готовности приступить к какому-либо делу или объясняется подобными эмоциями. Если голова задирается вверх, тем самым выражается гордая неприступность и заносчивость, что производит вызывающее впечатление на окружающих. Может быть так открыто выставляемая шея пробуждает у нас «зверя» [104].
Но как бы ни был самоуверен или самодоволен человек, таких людей не любят, ибо вряд ли у какого его собеседника «голова властелина» вызывает приятные чувства. Это естественно. Кому приятно ощущать превосходство над собой? Тем более это неприятно клиенту, пришедшему на консультацию к психологу.
Что можно в таком случае сделать? По мнению А.Ю. Панасюка, здесь многое зависит от степени эффективного воздействия на себя, от степени самоуправляемости.
Проделайте следующее упражнение. Сядьте прямо, разверните плечи, закройте глаза и откиньте голову чуть назад и прямо (но совсем не запрокидывайте). Теперь, как в прошлый раз, произнесите про себя две фразы – первая (вы в роли просителя обращаетесь жалобным голосом): «Ну пожалуйста, отпустите меня во внеочередной отпуск, ну очень нужно»; и вторая (из лексикона Ивана Васильевича в кинокомедии Л. Гайдая): «Как царю челобитную подаешь, холоп?! Пошел вон, пес смердячий!». А теперь вопрос: в каком случае получалось «хуже», а в каком «лучше», в каком случае вы испытывали психологический диссонанс, а в каком нет?
Поскольку ваш ответ очевиден (аналогично с тренингом с «головой агрессора»), то сразу сделаем вывод: «определенное положение головы, когда оно естественное, отражает соответствующее состояние «духа», соответствующее чувство, а когда оно искусственно создано (обратите внимание!) – вызывает эти чувства.
Итак, преднамеренно созданное определенное положение головы сиюминутно вызывает у человека и определенные чувства, соответствующие положению головы. Если вы сделаете «голову агрессора», то скорее почувствуете в себе в эту минуту некую напористость, недовольство, и клиент не может рассчитывать на понимание, внимание, симпатию. Если вы сделаете «голову властелина», то скорее почувствуете в себе в эту минуту некую уверенность, близкую к самодовольству, а клиент пожалеет о том, что обратился к вам, рассчитывая на психологическую помощь. Кому приятно иметь дело с надменным психологом? Поэтому, если для психолога-консультанта «голова властелина» является весьма характерной, необходимо с помощью «ручного управления» регулировать ее положение, направляя в иную позицию. Можно, конечно, этого не делать, если вас устраивает негативный «имидж самодовольного консультанта».
Таким образом, чтобы избежать подсознательно формируемого своего негативного образа, следует не только избегать «головы агрессора», но и «головы властелина». Что же тогда остается?
«Голова внимающего». По мнению А.Ю. Панасюка, это то положение головы, которое хотели бы видеть люди у своего собеседника. Представим себе психолога, который, беседуя с клиентом, слушает его, слегка склонив голову набок и при этом чуть выдвинув вперед и чуть наклонив вниз.
Когда чаще всего мы видим у собеседника голову склоненную набок? Тогда, когда тот прислушивается к словам говорящего. Это происходит, когда говорят что-то важное, интересное, чего упустить нельзя. Еще Ч. Дарвин заметил, что люди, как и животные, наклоняют голову набок, когда они становятся в чем-то заинтересованными.
Для психолога необычайно важно, когда клиент прислушивается к его словам. Когда клиент видит у психолога голову, склоненную набок (как бы прислушивается), - уже приятно, ибо естественна мысль: «а может, действительно», а не «как бы» прислушивается? И кроме этого… Наклоненная при этом чуть вниз голова как бы выражает некое почтение, уважение. Таким образом, получается, что эта голова – «голова внимающего» - «говорит» нам: «Я вас внимательно слушаю. И я к вам с уважением отношусь». А ведь многим людям, в том числе и возможным клиентам психолога, этого как раз часто и не хватает – чтобы к их словам относились со вниманием и чтобы их уважали!