Для нас, таким образом, наиболее приемлемым является подход к решению выбранной проблемы как к системе. Актуальной становится опора на положения теории систем как методологического учения общенаучного уровня методологии.
Возможность использования теории систем в решении проблем образования заключается в следующем:
Впервые положения теории систем к исследованию педагогических явлений применил Ф.Ф. Королев.
Следует отметить, что теория систем не противостоит диалектике, тем более не заменяет ее.
И диалектика, и теория систем рассматривают всякий объект как единство, как целое, как комплекс «материальных ценностей». Обе теории направлены на изучение составных частей и связей между ними, образующими единое целое. В этом общее между диалектикой и системным подходом.
Но теория систем и диалектика не одно и то же, не два одинаковых метода познания, хотя бы в силу того, что они относятся к разным уровням методологии (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько и др.). И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин пишут, что теория систем опирается на диалектику, в ее идеях находит основание и опору [45, с.10]. Неправильным будет считать, что теория систем является частью диалектики, одной из ее сторон, так как диалектика является всеобщим методом исследования, общеметодологической основой всех наук и практики, а положения теории систем используются при решении ряда конкретных комплексных задач на стыке отраслей науки, техники и управления [44, с.49].
По мнению А.И. Уемова, диалектика в исследовании объектов находит выражение в следующих положениях теории систем:
Большой вклад в разработку положений теории систем и его реализацию по конкретным проблемам внесли философы А.Н. Аверьянов, П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин, педагоги В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Т.А. Ильина, Л.Я. Зорина, Ф.Ф. Королев, Л.М. Панчешникова, Г.Н. Сериков,
А.В. Усова.
Основными понятиями теории систем являются - система, связь, отношение, структура, элемент, целостность, управление, организация. Остановимся на понятиях «система» и «структура», имеющих важное методологическое значение в нашем исследовании. Причина этого в том, что процесс образования личности посредством организации деятельности является системой, имеющей определенную структуру.
Основным, даже главным понятием теории систем является понятие «система».
Нам кажется, что можно выделить следующие требования к определению этого понятия:
С учетом этих сформулированных требований нами выполнен краткий обзор определений понятия «система».
В «Советском энциклопедическом словаре» дано следующее определение: «Система (от греч. - целое, составленное из частей: соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» (318, с.1209).
Учтенные признаки понятия «система» - 1) наличие множества элементов; 2) наличие связей и отношений между ними; 3) целостность.
Подробный перечень определений понятия «система» дан в работе В.Н. Садовского «Основания общей теории систем» [293]. Из их анализа становится ясно, что работа по формулировке определений идет в направлении наполнения содержания понятия новыми признаками, по пути усложнения формулировки.
В.Г. Афанасьев рассматривает систему как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам» [18]. В этом определении выделяются, по существу, те же признаки (см. выше). То есть, остаются неучтенными связь со средой, функционирование и управление.
В определении, которое приводится в работах И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина учитываются уже следующие признаки:
а) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; б) образует особое единство со средой; в) исследуемая система обычно является системой более высокого порядка по отношению к своим составляющим, которые в свою очередь, являются системами более низкого порядка [44, 45].
А.И. Уемов считает ненужным указывать в определении то, что система образует особое единство со средой, т.к. любой предмет, а не только система, существует в единстве со средой [332, с.117]. С этим возражением трудно согласиться, т.к. любой предмет может быть представлен как система. Тогда названный признак тем более является всеобщим. А изолированные системы являются мысленной идеализацией человека.
Далее А.И. Уемов отмечает, что признак вхождения каждой исследуемой системы в другую систему более высокого порядка и далее не может быть не включен в определение, т.к. это не общий признак всех систем, а лишь «обычно» встречающийся [332]. В самом деле, слово «обычно» означает часто, но не всегда встречающееся. Следовательно, если учитывать этот признак, то мы должны допустить возможность существования систем, которые не являются элементами систем более высокого порядка, и систем, элементы которых не являются подсистемами. То есть, в реальности существуют изолированные системы. С таким вариантом трудно согласиться.
Сам А.И. Уемов дает следующее определение: «Можно дать определение системы как множества объектов, на котором реализуется определенное отношение с фиксированными свойствами. Двойственным ему будет определение системы как множества объектов, которые обладают заранее определенными свойствами с фиксированными между ними отношениями» [332, с.117], т.е. система - это множество объектов с определенными отношениями. Но общепризнанно, что связи и отношения - это не одно и то же. Объекты, между которыми существует связь, всегда находятся в отношениях между собой. Но не всегда между объектами, как-либо относящимися друг к другу, существует связь. Тогда в определении А.И. Уемова система есть множество элементов, между которыми связи может и не быть. В том числе может и не быть системоотражающих связей. Тогда система не может возникнуть, а если возникла, то не может существовать. Кроме того, в данном определении не учитываются и другие признаки системы.
На основании приведенных определений и сформулированных требований можно дать следующее определение понятия.
Система - это целостная совокупность элементов, находящихся во взаимодействии и взаимосвязях друг с другом, выполняющая определенные функции (в случае социальных систем - целесообразные), тесно связанная со средой, благодаря чему возможно управление ею.
В исследовании нашей проблемы мы будем придерживаться этого определения понятия «система».
Перейдем к понятию «структура». Это понятие близко к понятию «форма», но, естественно, не тождественно ему. Структура охватывает внутреннюю организацию системы, являясь, по существу, способом внешнего выражения этой внутренней организации.
Структура в большинстве случаев понимается как определенная упорядоченность, организация связей и отношений между элементами системы. Тогда всякая система будет характеризоваться составом (совокупностью элементов) и структурой (совокупностью связей и отношений). Структура в широком смысле есть вся совокупность отношений между элементами [221, с.127]. В этом определении понимание структуры ограничивается лишь учетом отношений между элементами. Но необходимо учитывать еще и связи между ними.
В.Г. Афанасьев определяет структуру как способ взаимосвязи, взаимодействие образующих систему элементов [18, 19].
Но определение структуры через понятие «способ» не проясняет сущности структуры. В исследовании нашей проблемы мы исходим из понимания структуры как иерархической совокупности взаимосвязей и отношений между элементами системы.
Конечно, сущность теории систем не исчерпывается определением понятий «система» и «структура». Выделяются также основные принципы теории систем:
Основными принципами теории систем, таким образом, являются принцип целостности и принцип наличия связей и отношений между элементами, образующими систему.
Понятие целостности отрицает возможность механического, случайного объединения элементов в систему. Если это произошло, то мы имеем не систему, а другое образование. Система может быть только целостной, а это значит, что соединение элементов с определенными свойствами приводит к появлению нового или новых качеств, приводит к появлению свойств интегративного характера. В.Г. Афанасьев так определяет целостность системы: «Мы бы определили целое, целостность как систему, совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интегративных качеств, несвойственных образующим ее частям» [18, с.32].
Образование целостной системы невозможно без взаимодействия, без наличия связей между элементами системы. Связи, обеспечивающие существование системы, называют системообразующими.
Таким образом, применение положений теории систем в исследовании нашей проблемы заставляет предположить, доказать и реализовать целостность системы - образование личности посредством организации ее деятельности. Для нас методологически важное значение имеют те положения теории систем, которые выполняют роль требований к исследовательской деятельности. Эти требования нашли свое выражение в системном подходе.
В исследованиях по теории систем выделяются цель, задачи и функции системного подхода.
Известно, что целью системного подхода является раскрытие сущности и свойств системы. Перед исследователем, реализующим системный подход, обычно стоят следующие задачи:
А в качестве основных функций называют:
Исходя из целей, задач и функций, определяют основные этапы системного исследования, представляющие интерес для нас.
Системное исследование должно исходить из предположения, что исследуемый объект является системой, т.е. состоящим из отдельных «реальностей», находящихся в определенной связи друг с другом, т.е. объект имеет и структуру. Исследователи отмечают, что в этом случае применение системного подхода будет состоять из следующих процедур:
Таким образом, согласно теории систем, всякое системное исследование состоит из этапов - выделение составляющих систему элементов, выделение внешних и внутренних связей, разработка принципов управления системой.
Необходимо еще раз подчеркнуть важный для нас момент, что применение системного подхода предполагает, с одной стороны, выделение и изучение составляющих элементов, их природы, функций, развитие, с другой стороны - исследование связей и отношений между элементами системы, между системой и средой. В этом его отличие от структурного подхода.
В.Г. Афанасьев, рассматривая возможность применения системного подхода в социальных исследованиях, обращает внимание на эти стороны и определяет их как:
Выделение этих аспектов системного подхода показывает, насколько широкими могут быть задачи исследования на его основе. Этим можно объяснить его преимущество перед другими подходами в исследовании различных проблем - комплексным, функциональным, атрибутивным и т.д. Более разносторонне рассмотреть проблему, чем на основе системного подхода, нельзя. Системный подход, также не лишенный определенных минусов, дает возможность достичь больших результатов в исследовании нашей проблемы, чем любой другой подход.
Таким образом, признание теории систем методологической основой нашего исследования означает следующее:
Таким образом, методологической основой решения проблем образования личности посредством организации ее деятельности на философском и общенаучном уровнях выступают положения философии, психологии и теории систем. На их основе в педагогике сформулирован ряд подходов, обеспечивающих результативный характер педагогических исследований проблем образования личности.