РОЛЬ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ОБУЧЕНИИ БРИТАНСКИХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ФЕДЮКОВСКАЯ МАРИЯ ГЕОРГИЕВНА,
За последние десятилетия было создано достаточно большое количество исследований в русле этнической психологии, в которых нашли отражение разнообразные подходы к определению и структуре понятия «национальный характер». Тем не менее, можно констатировать тот факт, что данная проблема остается открытой.
Так, отождествление «психического склада нации» с национальным характером представляется достаточно неудачной попыткой поиска дефиниции. Например, Ш.Б. Батыров, М.Г. Вахабов, А.Г. Егоров отмечают: «Психический склад нации или, как его называют иначе, «национальный характер» вырабатывается в процессе длительной совместной жизни и борьбы людей под влиянием социальной обстановки, материальных и культурных условий жизни данной нации» (Батыров и др. 1962, С.18).
С точки зрения Г.М. Андреевой «понятие «психологический склад нации» оказывается достаточно трудным поддающимся операциональному определению» (Андреева 1998, С.212). Даже на примере одного этого замечания, которое верно отражает ситуацию с категориальным аппаратом этнопсихологии, хорошо видна методологическая проблема данной науки. Вместо того, чтобы первоначально, с помощью конкретных исследований изучить и понять сущность и содержание этнопсихологических феноменов, а затем на этой основе построить правильную концепцию их структуры, последняя заранее загоняется в жесткую схему «психологического склада нации», содержание которого оказывается аморфным, неконкретным, противоречивым. Вот почему структура этнопсихологических явлений при наполнении ее конкретным содержанием до сих пор испытывает влияние двух тенденций.
Одна из них состоит в том, что в систему элементов этой структуры включаются компоненты, представление о которых заимствованы из общей и социальной психологии: характер, темперамент, чувства, воля и т.д. представителей той или иной нации (См., например, работы С.М. Арутюняна, Э.А. Баграмова, М.С. Джунусова, И.С. Кона, И.М. Рогачева).
Другая предполагает изучение определенных общих черт национальной психологии, национального характера людей, составляющих содержание этнопсихологических феноменов (Н.Д. Джандильдин, Д.Г. Суворова). Так, с точки зрения Д.Г. Суворовой национальный характер представляет собой «совокупность более или менее устойчивых психологических черт и свойств, присущих большинству представителей нации» (Суворова 1971, С.8). Подобное понимание национального характера, на наш взгляд, не позволяет раскрыть сложности данного феномена и не показывает связи общечеловеческого и национального в его развитии.
В рамках первой тенденции констатируется наличие системообразующих атрибутов этнопсихологии, таких, как национальный характер, национальный темперамент.
Например, П.П. Шулындин считает, что «национальную психологию можно определить как совокупность духовных образований, получивших доминирующее развитие и массовое распространение в рамках конкретной нации» (Шулындин 1986, С.8).
Ряд исследователей (А.О. Бороноев, Г.П. Гнатенко, Л.О. Кострикова) рассматривают этнопсихологию как сложную многоуровневую систему, включающую следующие элементы: национальный характер, национальные чувства, национальное самосознание, подходят к определению сущности национального характера с учетом диалектики проявления в нем универсального и национального.
А.И. Горячева (Горячева, Макаров 1979) и В.И. Кукушкин (Кукушкин 1974) различают статическую и динамическую структуру национальной психологии. Статический элемент понимается как устойчивое явление, определяющееся историческими особенностями развития этноса.
К числу таких элементов относят психический склад - «специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности» (Мокаева 1995, С.16).
Продуктивным представляется подход к определению сущности национального характера с учетом диалектики проявления в нем общего и особенного (Лихачев Д.С., Кон И.С., Караулов Ю.Н., Гнатенко П.И., Кострикова Л.О., Мухтасипова Э.М.). Так, Э.М. Мухтасипова определяет национальный характер как «свойственный членам нации комплекс форм мировосприятия, реакции и оценки, отличающей одну нации от другой и задающей направление или тенденцию для индивидуальных характеров членов данной нации» (Мухтасипова 1995, С.14).
Толковые и энциклопедические словари разных стран не дают дефиницию термина «национальный характер». Исключение составляет словарь Брокгауза и Ефрона, где национальный характер определяется следующим образом: «... нечто настолько трудно уловимое, настолько неясное и неопределенное, что только с большим натяжением можно класть в основу различения» (Энциклопедический словарь 1897). Однако это определение скорее подчеркивает сложность понятия, чем раскрывает его.
Такие понятия, как «национальный стереотип», «национальный менталитет», относящиеся к сфере интересов этнопсихологии, социологии, социальной психологии и теории коммуникации, получили в последнее время более широкое распространение, чем термин «национальный характер», хотя последнее понятие значительно шире: оно объединяет самые разнообразные проявления материальной и духовной жизни народа, в том числе и то, что обозначают вышеназванные понятия.
За рабочее определение национального характера мы примем определение, данное П.И. Гнатенко: «Национальный характер - это сложный и противоречивый социально-психологический феномен, в котором диалектически сочетаются национально-специфическое и общечеловеческое, преломленные через призму исторического и социально-экономического развития данного народа и нашедшие свое выражение в его культуре, традициях, обычаях и обрядах» ( Гнатенко 1984, С.113).
Выявление отличительных особенностей национального характера представителей русской и британской лингвокультурных общностей может послужить своеобразной точкой отсчета при построении национально-ориентированной парадигмы обучения РКИ.