В Федеральной программе развития образования в РФ, которая является основой государственной политики в области образования, говорится о «функционировании и развитии системы образования в интересах личности, общества и государства», что возможно при «создании условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья», и «обеспечении контроля качества образования». Основным средством для этого выступает «введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования». В качестве таких федеральных требований на уровне дошкольного образования выступают требования к интеграции линий развития их способностей в ходе реализации образовательных областей педагогического взаимодействия. Однако в федеральных и региональных программах развития образования указывается, что препятствием для такой интеграции выступает
Аналогичная ситуация наблюдается при анализе программно-методических разработок других регионов и стран (Украина, Казахстан и др.), что требует рассмотрения проблемы на государственном и международном уровне.
Таким образом, оказывается налицо факт государственного заказа на разработку системы развития языковой способности детей дошкольного возраста, позволяющей, согласно новому проекту Закона «Об образовании» - федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2010):
Актуальность разработки такой системы подчеркивается в федеральных целевых программах (например, «Русский язык (2006-2010 годы)»), свидетельствует о формировании общественной установки на развитие способности к обучению детей языку в контексте их приобщения к традиционной культуре. Большую роль в этом могут сыграть исследования, посвященные анализу и систематизации теоретико-методологических подходов к определению сущности и условий развития языковой способности дошкольников.
Суть языковой способности заключается в том, что она представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленный на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющийся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Специфика языковой способности в том, что она формируется только в процессе общения взрослого и ребенка по поводу любой совместной деятельности, теснейшим образом связана с особенностями развития высших психических функций и, в конечном счете, определяет трудности в усвоении человеческой культуры. Это нужно учитывать при организации воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процесса. Между тем, сам термин «языковая способность» как термин провизорный, т.е. находящийся в стадии формирования, не позволяет пока определить все нюансы данной работы.
Хотя в логопедии понятие языковой способности (языковой активности) используется с 60-х годов ХХ века, однако до сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно понимания структуры и механизмов функционирования языковой способности детей системными нарушениями речи. Психолого-педагогическая классификация, предложенная Р.Е. Левиной (1951), позволила соотнести нарушение их языковой способности с недостаточностью слухового, зрительного восприятия, нарушением психической активности и т.д. В последние десятилетия поиск путей совершенствования коррекционно- педагогической работы привел к сближению логопедии с психолингвистикой. Многие авторы (Е.Н. Винарская, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.) в качестве основного дефекта детей с общим недоразвитием речи стали называть дефицитарность языковой способности.
При дефицитарности языковой способности происходит «сбой» в развитии коммуникативной, ритмической, познавательной, символической и других способностей, что выражается в снижении способности к усвоению эталонов, символов, условных заместителей, моделей (Ю.Ф. Гаркуша, Б.М. Гриншпун, Л.Н. Ефименкова, В.А. Ковшиков, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Л.Г. Соловьева, В.В. Юртайкин и др.). В связи с этим ряд специалистов связывают дефицитарность языковой способности с расстройством общей способности к обучению (M. Cooper, T. Paus, K. Pugh и др.).
Замедленный темп развития языковой способности, наличие специфических особенностей в формировании языковых ориентировок наиболее сильно отражается на обучаемости детей с общим недоразвитием речи I-III уровня (по классификации Р.Е. Левиной). В меньшей степени он оказывает влияние на детей со слабо выраженными проявлениями дефицитарности языковой способности (IV уровень ОНР, по Т.Б. Филичевой), однако при поступлении в школу у них также отмечается недостаточный уровень «школьной зрелости», в дальнейшем влияющий на возникновение затруднений в школьной адаптации. Это определяет интерес исследователей к изучению проявлений языковой способности и ее влияния на успешность компенсации речевого нарушения в условиях коррекционно-педагогического процесса. При этом учеными обнаруживаются противоречия между:
Соответственно, научная проблема определяется, исходя из значимости развития языковой способности детей дошкольного возраста в условиях коррекционно-педагогического процесса и недостаточной эффективности коррекционно-педагогической работы в данной области как совокупности задач и функций (диагностических, развивающих, коррекционных и пропедевтических) коррекционно-педагогического процесса, отражающих единство и целостность его компонентов и гибкость их функционирования как системы. Это предопределило тему научной монографии: «Система коррекционно-педагогической работы по развитию языковой способности дошкольников с общим недоразвитием речи».