С позиций нейрофизиологического подхода (Л.И. Божович, Т.Б. Глезерман, Н.И. Красногорский, М.Е. Хватцев и др.) языковая способность рассматривается с точки зрения генетических и анатомо-физиологических задатков к ее развитию и нейрофизиологического механизма, обеспечивающего ее функционирование. У одних авторов задатки к развитию способностей отождествляются с анатомо-физиологическими особенностями человеческого организма[148]; у других - с генетическими программами, определяющими развитие функциональных систем в структуре мозга[149]; у третьих - со свойствами нервной системы, особенностями анализаторов и своеобразием межполушарной специализации[150].
Для развертывания языковой способности наибольшее значение имеет развитие следующих задатков, к которым относятся: особенности строения и функционирования цитоархитектоники коры головного мозга (особенно отделов префронтальной, нижнетеменной и височной областей); пластичность соответствующих областей мозга, определяемая генотипом, обеспечивает избирательную активацию областей ДНК, отвечающих за способность изменения; повышение количества РНК, белков мембранных и синапсических комплексов под влиянием сенсорной стимуляции и облучения; согласованность работы правого и левого полушарий[151]. На основе упомянутых факторов развиваются функциональные системы речедвигательного и речеслухового анализаторов. Между различными центрами коры на базе безусловных рефлексов (ориентировочного, двигательно-сочетательного, подражательного и др.) устанавливаются условные связи. Для речевой деятельности создается соответствующий динамический стереотип как временная связь нескольких анализаторов, участвующих в данной деятельности (Н.И. Краcногорский, 1952; М.Е. Хватцев, 1951).
У дошкольников с общим недоразвитием речи в первую очередь оказываются нарушенными задатки к развитию языковой способности. Их можно дифференцировать по степени тяжести речевого нарушения: у детей с более выраженной степенью речевого дефекта в большинстве случаев отмечается правосторонний гемисиндром с нейродинамическими нарушениями (явлениями повышенной истощаемости, тормозимости, плохой переключаемости и инертности корковых процессов); у детей с менее выраженной степенью речевого дефекта в большинстве случаев отмечается правосторонний пирамидный синдром и расстройства глубокой чувствительности, явления апраксии и сосудистой вегетодистонии[152]. Вследствие данных нарушений у детей с речевой патологией оказываются дефектны как естественные эмоционально-выразительные предпосылки к развитию речи (становление навыков речевого слухового гнозиса и артикуляторного праксиса), так и формирование речевого динамического стереотипа[153].
[148] Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. - М.: Наука, 1983. - 235 с.
[149] Лурия А.Р. Научные горизонты и философские тупики в современной лингвистике. // Вопросы философии. - 1975. - №4. - С. 142-149.
[150] Леонтьев А.Н. О формировании способностей. // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М.Семенюк. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная академия, 1994. - С. 46-56.
[151] Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. - М.: Наука, 1983. - 235 с.
[152] Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией: Дисс... канд.пед.наук. -М., 1974. - 144 с.
[153] Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития эмоциональных предпосылок освоения языка: Кн. для логопеда. - М.: Правда, 1987. - 159 с.