Разговор о человеческом потенциале вуза гораздо легче начать, чем завершить. Кризис в образовании побуждает сделать этот потенциал объектом исследования, но такое исследование не удается выстроить по классическим канонам. Исходя из антропологического идеала в образовании, носителей человеческого потенциала вуза следует рассматривать в их развитии от «сущего» к «лучшему возможному». Именно при этом проявляется перспектива осмыслить потребности и возможности развития.
Однако многомерность и безграничность мира человека побуждают к упрощению. Будучи поначалу вынужденным, осторожным, упрощение (редукция) постепенно становится «само собой разумеющимся». Тогда подлинное развитие носителей человеческого потенциала вуза редуцируется при описании в рамках того или иного канонизированного подхода: деятельностного, личностного, аксиологического, компетентностного…
Но человек как ничем не ограниченная возможность развития в идеале только сам себе полагает пределы. Реализация потребности саморазвития, обеспечивающая разрешение противоречия между собою-желаемым, нужным в данных условиях, и собою-реальным, активизирует самосозидание человека. Осознание недостаточности своих знаний, умений, опыта для разрешения актуальных проблем деятельности вуза становится началом очередного этапа самоопределения для носителей человеческого потенциала вуза. Подобное осознание способно инициировать выход из состояния самоуспокоенности и интеллектуального застоя в состояние поиска и самосовершенствования. Это означает переход к совместной деятельности с другими, направленной на разрешение проблем деятельности вуза, на совершенствование педагогической реальности.
Сегодня сформировались реальные вызовы к системе отечественного высшего образования, которые предопределяют потребности развития человеческого потенциала вузов. Обоснование и исследование возможностей такого развития является одним из наиболее актуальных направлений развития не только педагогической науки, но и менеджмента социальных систем. В настоящей монографии были представлены апробированные на практике варианты исследований в указанном направлении.
Ведущей идеей, реализованной в рассмотренных механизмах развития носителей человеческого потенциала вуза, является системная интеграция. Если говорить о видах деятельности, то речь идет об освоении аспирантами и преподавателями вуза различных вариантов проектно-исследовательско-образовательной деятельности. Если говорить о субъектах деятельности, то во всех случаях рассматривается формирование и развитие общности – коллективного субъекта. Если же говорить о процессах, то во всех случаях рассматривается самосовершенствование носителей человеческого потенциала вуза, не отделяемое от развития вуза, а являющееся его важнейшей движущей силой, решающим фактором, обеспечивающим это развитие.
Понятно, что любые изменения в системе, извне интерпретируемые как та или иная интеграция, означают определенную перестройку структуры системы, появление в ней новых элементов и/или связей. В результате у системы формируются новые свойства, расширяются ее потенциальные возможности, повышается качество функционирования. Хотя в идеале это должно происходить всегда, однако в реальности имеет место далеко не всегда. Ниже представлены наиболее существенные причины, с которыми связано указанное противоречие. При этом, как мы считаем, все указанные причины можно считать равно важными и значимыми.
Первая возможная причина неэффективности структурных изменений связана с их целевой ориентацией, а точнее – с ее неточностью. Недостаточно обоснованный, субъективный выбор главной решаемой проблемы, определяемый подходом Наполеона (ввязаться в дело, а там будет видно), часто дает нулевой системный эффект. Только точный и адекватный выбор цели преобразований становится существенным фактором успешности системных изменений. Например, определив самую актуальную проблему в системе повышения квалификации преподавателей вуза, не следует сразу же приступать к обновлению этой системы. Поскольку данная система существует не сама по себе, а в вузе, ее модернизация должна быть такой, чтобы стать условием, способствующим решению какой-либо из актуальных проблем всего вуза.
Вторая возможная причина коренится в системной неполноте структурных изменений. Каждая новая связь (и реализуемый на ее основе новый основной процесс) нуждается в соответствующих обеспечивающих и вспомогательных связях (процессах). Отсутствие таковых в структуре приводит к перегрузке создаваемых связей, а значит, к ненадежности и неустойчивости их функционирования. Так, практика использования ЕГЭ как средства объективного сравнения качества выпускников школ, критерия для оценки качества образовательной деятельности школ и школьных учителей, критерия для определения абитуриентов, поступивших на бюджетные места, «социального лифта», антикоррупционного механизма и т.д., убеждает в ненадежности данного средства, в его чрезмерной перегруженности.
Третьей причиной может стать недостаточность ресурсов, поддерживающих обновленную структуру системы. Применительно к вузу речь идет не столько о финансовых ресурсах, хотя они и очень важны, сколько об интеллектуальных ресурсах, о задействованном человеческом потенциале. Ведь функционирование в вузе новых связей (процессов) опирается на изменение, обогащение, расширение деятельности соответствующих его работников. Так что требуемые ресурсы должны быть и обоснованы, и обеспечены. В качестве примера недостаточности ресурсов можно привести ситуацию получения вузом гранта на проведение масштабного исследования. Если практически все работники вуза считают себя только преподавателями и совсем не ориентированы на исследовательскую деятельность, то для качественного выполнения гранта может не хватить имеющихся интеллектуальных ресурсов.
Четвертой причиной может оказаться недостаточная совместимость элементов, объединяемых новыми связями. Функционируя на разных основаниях, элементы далеко не всегда могут образовать устойчивые, продуктивно действующие связи. Поэтому необходимо, чтобы во вновь образуемой структуре была обеспечена согласованность протекающих процессов, прежде всего, на уровне их фундаментальных оснований. В частности, говоря о формировании общности – коллективного субъекта обновления, во всех случаях следует обеспечить условия для того, чтобы участники образующейся общности могли согласовать ценностно-смысловые основы совместной деятельности.
Пятая причина – человеческий фактор. Известно, что носители человеческого потенциала, будучи одной своей частью движущей силой развития вуза, другой частью являются тормозящей силой. Ведь у многих преподавателей не сформирована готовность к такому обновлению своей профессиональной деятельности, которое способствует разрешению проблем, актуальных для развития вуза. К тому же у этих преподавателей чаще всего отсутствуют знания, умения, опыт, необходимые для активного конструирования собственного профессионального пути не только в его начале, но и в течение всей трудовой жизни.
Шестая возможная причина проявляется при недостаточном учете специфики конкретного вуза. Уникальная организационная культура каждого вуза, его история, традиции, наличие и особенности функционирования научных школ, профессорско-преподавательский состав – все эти факторы существенно влияют на эффективность реализуемых структурных изменений. Поэтому «идеально» сформированная модель изменений может быть воплощена неэффективно, если она не «привязана» (говоря проектировочно-строительным языком) именно к данному вузу, не учитывает его особенности. Примером важности указанной причины может служить процесс перехода вузов к компетентностно ориентированной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО. Чтобы осуществить такой переход в предписанные временные рамки, неголовные вузы ориентируются на примерные ООП и другие рекомендации УМО по соответствующим направлениям подготовки. Учет собственной специфики, требующий значительных временных и интеллектуальных ресурсов, практически не производится. Такой перенос даже правильно сформированной модели изменений – это, по сути, очередная иллюстрация первой части высказывания В. С. Черномырдина: «Хотели, как лучше…» Хорошо бы, чтобы итог был не по второй части этого высказывания.
Вероятно имеются и другие причины того, что появление новых элементов и/или связей в образовательной системе вуза не всегда гарантирует повышение качества ее функционирования. Ведь возможности развития системы лимитируются многими факторами, которые нельзя не учитывать. Так что недостаточно иметь подходящую модель изменений. Нужно еще разработать и реализовать соответствующий проект обновления, учитывая к тому же, что эффективный проект такого рода обладает свойствами живого, развивающегося организма. Он имеет свою неповторимую индивидуальность и развивается по особым, присущим ему закономерностям. Поэтому проектирование системных изменений в вузе вполне может стать предметом отдельного рассмотрения.