Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

1.1. Общее представление о гражданско-правовом договоре

Гражданско-правовой договор – один из основных институтов цивилистики. Он является разновидностью, для совершения которой необходимо выражение согласованной воли двух или более сторон (ст. 154 ГК РФ). Природа договора достаточно подробно исследована многими правоведами различных времен, начиная еще с Римского государства. Поэтому цивилистическая доктрина давно выработала определение договора, которое практически не изменилось в течение трех веков. Приведем несколько классических суждений отечественных цивилистов. «Договор (contractus, pactum) представляет собой соглашение воли двух или нескольких лиц, которое порождает право на чужое действие, имеющее имущественный интерес» [22].

«Договором называется соглашение двух или более лиц, направленное к установлению, изменению или прекращению юридических отношений.

Продукт воли нескольких лиц, называемых в настоящем случае контрагентами, договор является видом юридической сделки» [39].

«...Договор есть сознательное соглашение нескольких лиц, в котором все они совместно изъявляют свою волю для того, чтобы определить между собою юридическое отношение, в личном своем интересе, по имуществу. Не всякое добровольное соглашение может быть признано договором, подходящим под действие законов гражданских, т.е. порождающим право на чужое действие, имеющее ценность в общежитии. Посему, например, соглашение нескольких душеприказчиков в сделанном ими сообща постановлении, по исполнению завещания, не порождает между ними обязательного договорного отношения» [25].

«Юридические сделки суть или односторонние, когда они вызываются волею только одного лица, или многосторонние, когда для их заключения требуется соглашение двух или более лиц. Последние суть договоры. Таким образом, добровольно установленные несколькими лицами взаимные обязательные отношения и составляют договор, и для установления юридических отношений путем договора недостаточно односторонней воли, ибо обязательные отношения могут образоваться только при учинении, вследствие взаимного соглашения, по меньшей мере, двух сторон, поставленных в противоположное между собою отношение требователя к обязавшемуся» [41].

«Так как право и соответствующая ему обязанность являются составными элементами правоотношения, можно определить договор и как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении какого-либо правоотношения» [41].

«Гражданско-правовой договор – это соглашение двух или более сторон, выраженное в требуемой законом форме, относительно установления права и обязанностей. Важнейшими элементами понятия договора являются:

1) субъектный состав;

2) содержание;

3) форма» [16].

Мы видим, что во всех приведенных доктринальных определениях гражданско-правового договора последний выступает в качестве взаимного соглашения сторон, изъявления их воль взять на себя конкретные гражданские права и обязанности. Выполнять их стороны обязуются только друг перед другом, не привлекая к этому каких-либо третьих лиц.

Поэтому правоотношения сторон договора являются не вещными (имеющими абсолютный характер), а обязательственными (имеющими относительный характер). В связи с этим иногда студенты, начинающие изучать цивилистику, ставят знак равенства между понятиями «договор» и «обязательство». Это неверно, ибо обязательства возникают не только из договоров, но и по многим другим основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 307 ГК РФ. Тем не менее, эти два понятия тесно корреспондируются между собой, поскольку, как известно, под обязательством понимается обязанность должника совершить в пользу кредитора некое действие либо воздержаться от такового, а кредитор наделен законом правом требовать от должника исполнения его обязанности. Нередко эти обязанности и права возникают на основании договора (подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ). В связи с этим к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (подраздел 1 раздела III части первой ГК РФ), если иное не предусмотрено нормами гражданского законодательства. Вероятно, именно по этой причине и происходит ошибочное смешение понятий «договор» и «обязательство».

Удивительно, но ГК РСФСР 1922 и 1964 гг. не приводили легальной дефиниции гражданско-правового договора, хотя, как это уже показано, цивилистическая доктрина давно оперировала четким и ясным его определением. И только новейший Гражданский кодекс России в части первой, принятой в 1994 г., почти дословно воспринял определение, сформулированное гражданско-правовой наукой. Воспроизведем его полностью.

В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307–419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.

К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров».

Попутно заметим, что законодатель вслед за высказываниями отдельных юристов попытался ввести в правовой оборот еще и термин «контракт», правда, так и не сумев найти в нем черты, каким-то образом отличительные от понятия «договор». Это случилось в одной из последних редакций ныне уже утратившего силу Кодекса законов о труде РСФСР (ст. 15). Специалисты в области трудового права предпринимали попытки обнаружить нюансы этих отличий, но эти попытки не увенчались успехом, и новый Трудовой кодекс Федерации отказался от термина «контракт» как от избыточного. Однако в других отраслях законодательства он еще сохранился (абз. 3 п. 1 ст. 64, абз. 2 п. 2 ст. 139, ст. 525–529, 531, 534, 763–768 ГК РФ, ст. 71–73 БК РФ и в некоторых других нормативных правовых актах). Надо сказать, что в том контексте, в каком этот термин сохранился в законодательстве, он представляется явным алогизмом. Статьи 64 и 139 ГК РФ существу повторяют его вслед за КЗоТ РСФСР, хотя в них следовало бы уже внести соответствующие изменения согласно новому Трудовому кодексу.

Внимательное прочтение ст. 420, а также других норм Гражданского кодекса Российской Федерации показывает, что:

1) договор – это соглашение нескольких сторон, но не всякое соглашение является договором; иногда соглашения являются частью договора либо дополнением к нему (аддендумом); в некоторых случаях соглашение происходит помимо договорных обязательств – так, если в публичном обещании награды не указан ее размер (а публичное обещание награды относится, как известно, к вне договорным обязательствам), то он определяется по соглашению с лицом, обещавшим награду (п. 3 ст. 1055 ГК РФ), причем это лицо не является стороной, контрагентом договорных отношений; иной раз соглашение возникает в последующем, уже после заключения договора – например, договор простого товарищества прекращается вследствие объявления кого-либо из его участников (товарищей) недееспособным, ограниченно недееспособным или безвестно отсутствующим, если последующим соглашением не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными товарищами (п. 1 ст. 1050 ГК РФ);

2) соглашение несколько отличается от согласил, которое может быть только односторонним действием конкретного лица, выражающим свою реакцию – положительную или отрицательную – к определенному юридическому акту другого лица. Классическими примерами этому являются, например, согласие законных представителей несовершеннолетних на совершение ряда сделок (п. 1 ст. 26 ГК РФ), согласие должника на уступку требования по обязательству, по которому личность кредитора имеет существенное значение для него (п. 2 ст. 388 ГК РФ), согласие кредитора на перевод должником своего долга на другое лицо (п. 1 ст. 391 ГК РФ) и др. При этом законодатель по-разному использует понятие «согласие» – в одних случаях он говорит «об одобрении» (абз. 2 п. 1 ст. 26 ГК РФ), в других – об «отсутствии возражений» (п. 2 ст. 621 ГК РФ), в третьих – о «разрешениях» (п. 2 ст. 36, п. 4 ст. 66 ГК РФ) либо о «согласии или разрешении» (подпункт 1 п. 3 ст. 349 ГК РФ), в четвертых – о «возражении» (ст. 324, 364, 386, 392 ГК РФ), но в любом случае подразумевается согласие, предварительное согласие – односторонний акт, являющийся лишь предпосылкой к взаимному соглашению и заключению договора;

3) к договору, как уже ранее отмечалось, полностью применяются правила о двух- и многосторонних сделках, поскольку именно они и являются договорами;

4) общие положения об обязательствах применяются к договорам только в тех случаях, когда иное не предусмотрено специальными правилами о договорах; в этих случаях действует формула римского права «lexspecialisderogatgenerali»;

5) многосторонние договоры имеют собственную специфику, а потому к ним не всегда применяются общие положения о договоре – возможно, именно по такой причине в юриспруденции отсутствует общее мнение о том, каков же договор простого товарищества – возмездный он или безвозмездный, консенсуальный или реальный;

6) сказанное выше все же не означает, что к договора мне применяются правила других разделов Гражданского кодекса;

7) договор является юридическим фактом, относящимся:

а) к правомерным действиям;

б) к возможным действиям.

Договоры между взяточниками, между вором и скупщиком краденого, между сутенером и представительницами первой древнейшей профессии не вписываются в рамки правомерных гражданских договоров, а договоры, обязывающие стороны совершить невозможное (обещание достать луну с неба, выпить море, как синица в известной басне и т.п.), признаются недействительными ибо, как говорил римский юрист Цельс Младший, impossibiliumnullaobligatioest – нельзя обязываться к исполнению невозможного («Дигесты». 50. 17. 185);

8) термин «договор» применяется в различных смыслах: иногда под ним понимается само обязательственное правоотношение, иногда – официальный документ, то есть письменный текст соглашения, а в ряде случаев силу договора приобретает протокол о результатах торгов (ст. 448 ГК РФ).

О значении договора в гражданском обороте говорит следующее обстоятельство. Почти все положения части первой и части второй Гражданского кодекса имеют прямое отношение к данному институту. Так, в главах 1 и 2 выделяется в качестве одного из принципов гражданского законодательства свобода договора, отмечается, что одним из основных оснований возникновения обязательств является договор. В договорные отношения могут вступать любые дееспособные (иногда даже не полностью дееспособные) граждане, а также юридические лица. Следовательно, соответствующие главы (3, 4 и 5) о лицах имеют непосредственное отношение к регулированию договорных связей. Предметом договора являются вещи, иное имущество, имущественные права и другие объекты гражданского права (главы 6, 7, 8); значит, и эти положения напрямую касаются гражданско-правовых договоров.

Необходимый инструментарий договорных отношений составляют нормы о сделках, представительстве, доверенности (ст. 9 и 10). Любой договор имеет временные пределы, он срочен. Вопросы исчисления сроков, исковой давности (ст. 11, 12) также затрагивают договорные отношения.

К числу положений Гражданского кодекса, регулирующих договоры, относятся и нормы о титульных владениях имущества (право собственности, другие вещные права, особенности их защиты – гл. 13–20). Наконец, общие положения об обязательствах (гл. 21–26) непременно применяются и к обязательствам, возникшим из договоров.

Кроме того, в Гражданском кодексе особо выделен подраздел 2 раздела III, специально посвященный общим положениям о договоре (гл. 27–29). В нем содержатся нормы, представляющие собой общие правила, которые имеют принципиальное значение.

Детальному регламентированию так называемых «поименованных» договоров посвящена почти вся часть вторая ГК РФ (из 31 главы в ней 25 глав отведены этим договорам).

В связи с этим нелишне указать на тесную связь науки гражданского права с отраслью гражданского законодательства. В цивилистической доктрине всегда выделялась самостоятельная часть (подотрасль) – договорное право. Однако прежнее гражданское законодательство не уделяло ему соответствующего внимания. Это даже дало основание профессору О.А. Красавчикову сделать следующее замечание: «Данный правовой институт заключает в себе более половины действующих гражданско- правовых норм, что позволяет науке несмотря на отсутствие в законе соответствующего термина назвать его договорным правом, которое рассматривается как важнейшая часть обязательственного права» [16].Таким образом, влияние науки на совершенствование законодательства несомненно, поскольку именно под ее влиянием в современном Гражданском кодексе РФ и появились нормы, устанавливающие общие положения о договоре.


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674